Войти в почту

"Малоприятно, но полезно": как в Казахстане перезагружают политическую систему

Запланированные через месяц, 19 марта, выборы в нижнюю палату парламента Казахстана (Мажилис) и местные представительные органы (маслихаты) станут "завершающим этапом перезагрузки государственных институтов" республики после конституционной реформы, считает президент страны Касым-Жомарт Токаев. Эксперты ожидают, что новые правила повысят конкуренцию при формировании ветвей власти и позволят депутатам более полно представлять интересы избирателей.

"Малоприятно, но полезно": как в Казахстане перезагружают политическую систему
© ТАСС

Что уже сделали

В Казахстане 2022 год прошел под знаком модернизации политической системы: введен однократный семилетний срок правления президента; глава государства Токаев стал беспартийным, выйдя из правящей партии "Аманат" ("Завет предков"); состоялся референдум по изменениям в конституцию, усилена роль парламента, воссоздан Конституционный суд, прошли внеочередные президентские выборы.

Также власти упростили порядок регистрации политических партий — их порог снижен с 20 тыс. до 5 тыс. членов; а для прохождения политического объединения в Мажилис теперь достаточно 5% (вместо 7%) голосов избирателей (от числа тех, кто принял участие в голосовании). Предусмотрели и внесение в формы избирательных бюллетеней графы "против всех". При распределении депутатских мандатов была также закреплена 30-процентная квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями. Ожидается, что эти изменения усилят политическую конкуренцию, создадут условия для появления новых партий.

Электоральный цикл в 2023 году продолжили выборы в верхнюю палату парламента (Сенат), которые состоялись 14 января. На них избрали 20 депутатов — по одному от каждого из регионов страны. Таким образом, состав Сената обновился.

Новая модель

Внеочередные выборы в нижнюю палату парламента и местные представительные органы пройдут по новой модели — 70% депутатов (69 человек) Мажилиса изберут по партийным спискам, 30% (29 человек) — по одномандатным округам (ранее исключительно из представителей партий). Выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения состоятся по аналогичной системе, но в соотношении 50 на 50; районов и городов областного значения — только по одномандатным округам.

Как отметил президент Казахстана, выборы в Мажилис и маслихаты "наполнят реальным содержанием формулу "сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство". По его словам, страна перешла на новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти: "Новая модель формирования Мажилиса и маслихатов позволит в полной мере защитить интересы избирателей как на общенациональном, так и на региональном уровнях, обеспечит широкую палитру взглядов в представительных органах власти. Это создаст благоприятные условия для дальнейшего развития гражданского общества".

Казахстанский политолог Уразгали Сельтеев отмечает, что нынешние выборы в парламент действительно будут более демократичными. "Можно сказать, что в результате политической демонополизации и частичного введения механизма "одномандатников" страна на пороге первых демократических выборов в Мажилис и маслихаты после 2004 года. Ключевой вызов в том, что за 18 лет все отвыкли работать тонко и разучились играть в избирательные кампании "без поддержки с воздуха", — пишет он в своем Telegram-канале.

Повышение конкуренции

Нововведения усилили конкуренцию партий и кандидатов за места в парламенте и местных органах власти. Семь политических партий подали документы для участия в выборах в Центризбирком, причем среди них два новых объединения — Казахстанская партия зеленых "Байтак" и партия "Республика". Своих кандидатов также представили партия "Аманат", Народная партия Казахстана, Демократическая партия "Ак жол" ("Светлый путь"), оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-демократическая патриотическая партия "Ауыл" ("Село"). Всего в партийных списках, переданных в ЦИК, для участия в выборах в Мажилис значатся 283 кандидата. По одномандатным территориальным избирательным округам выдвинуто 609 кандидатов. При том, что войти в нижнюю палату парламента Казахстана смогут всего 98 депутатов.

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев отмечает, что если раньше значительная часть депутатского созыва Мажилиса была на виду, то депутаты маслихатов были фигурами малозаметными, их корпус формировался из людей не слишком критичных к руководителям регионов. "Именно поэтому Касым-Жомарт Токаев выстраивал новую модель отчетности чиновников перед населением, новую модель формирования депутатского корпуса, новые принципы назначения и избрания акимов (руководителей администраций — прим. авт.). Одновременно был взят курс на кадровое обновление власти и привлечение новых людей. Это стало видно по правительству, акимам, Конституционному суду, недавно обновленному Сенату", — пояснил он в своем Telegram-канале. "Курс главы государства на дистанцирование от политических партий, ограничения на партийные посты и требование создать новые партии подразумевают, что партия власти должна будет завоевывать голоса в конкурентном поле. Это достижимо не столько программами и платформами, сколько конкретными именами, которые пользуются доверием населения или могут его получить в ходе кампании", — уточнил Ашимбаев.

Партийная и электоральная системы должны будут пройти проверку этими выборами, считает политолог. "Для системы, в принципе, малоприятно, но очень полезно прохождение в парламент и маслихаты значительного числа независимых и критически настроенных депутатов", — резюмировал он.

Уровень электоральной культуры

Помимо всего прочего, выборы в нижнюю палату парламента потребуют от казахстанцев более скрупулезного отношения к ним, считает кандидат политических наук, член Национального курултая при президенте Казахстана Талгат Калиев. "Главным тестом этих выборов станет уровень электоральной культуры населения, отвыкшего за эти десятилетия от прямых выборов за исключением президентских. Теперь им вновь предстоит голосовать не только за партии, но и за конкретных людей, достойных, на их взгляд, представлять регион в главном законодательном органе стране. И для этого мало опираться на симпатии и антипатии, а с карандашом изучать предвыборные платформы каждого, формировать свои наказы и жестко требовать их исполнения", — пишет он в своем Telegram-канале.

Политолог напоминает, что помимо мажоритарного принципа введена и процедура отзыва избирателями недобросовестных депутатов, забывших о своих обещаниях.

"И, конечно, интрига будет разворачиваться вокруг перспектив новых партий, имидж и репутация которых пока еще не сформированы. Очевидно, что они будут подходить к своим кампаниям достаточно креативно. Что станет вызовом не столько для остальных партий, которые достаточно легко вытеснить с политического поля, сколько для "Аманат". Поскольку именно она [партия], обладая самой развернутой инфраструктурой, будет склонна к инерции", — подчеркивает эксперт. Он считает, что от способности этого политического объединения к быстрому реагированию и обретению мобильности зависит, сумеет ли она сохранить за собой парламентское большинство.

Ранее в Мажилисе были представлены три партии: правящая "Нур Отан" (позже переименованная в "Аманат"), Народная партия Казахстана и "Ак жол". После введения новой модели выборов в нижней палате парламента, скорее всего, число партийных фракций увеличится, к ним добавятся "одномандатники".

Согласно конституции республики, действующее правительство должно сложить полномочия перед избранным Мажилисом. Ранее кабмин формировался в основном из представителей партии власти "Аманат", но "в будущем в состав правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей". "Это позволит исполнительной власти принимать более сбалансированные решения, отвечающие запросам всего общества", — сказал Токаев в своем послании народу страны от 1 сентября 2022 года. Лидер Казахстана тогда заявил о планах осуществить перезагрузку и обновление всех основных политических институтов — президента, парламента и правительства — к середине 2023 года.

Международный вектор

Несмотря на модернизацию внутренней системы, внешнеполитический курс Казахстана после выборов останется неизменно многовекторным. Как отметил Токаев в ходе церемонии инаугурации в качестве главы государства 26 ноября прошлого года, Казахстан продолжит осуществление сбалансированной, конструктивной внешней политики, направленной на защиту национальных интересов. "В фокусе приоритетного внимания будут находиться вопросы взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства с соседними государствами — Россией, Китаем и братскими странами Центральной Азии, с партнерами по интеграционным объединениям", — сказал он. Президент пояснил, что власти республики приложат все усилия и для развития многогранного сотрудничества с США, ЕС, государствами Азии, Ближнего Востока и Закавказья, а также со всеми заинтересованными странами.

В сложившихся непростых геополитических условиях сотрудничество Казахстана и России успешно развивается в разных направлениях, в том числе в энергетике, промышленности, инвестициях и торговле. Страны эффективно взаимодействуют в рамках Евразийского экономического союза. Например, как отметили власти Казахстана, недавнее решение об упразднении торгового представительства в РФ связано с оптимизацией административных структур и развитием работы в рамках Евразийской экономической комиссии. То есть казахстанскому бизнесу создали все условия для работы в России, поэтому, как отметили в правительстве республики, домыслы о политической подоплеке такого решения беспочвенны.

Безусловно, важнейшим для Казахстана остается его собственный регион — Центральная Азия. Председатель Сената Маулен Ашимбаев в ходе первого центральноазиатского межпарламентского форума, который прошел 9–10 февраля в Туркестане, заявил, что перед лицом новых вызовов Центральной Азии важно позиционировать себя как единый регион с едиными интересами, пространство с общей исторической судьбой и общим будущим. "В основе единой центральноазиатской идентичности — этническая, языковая, религиозная, духовная и историческая близость", — пояснил он.

При этом Ашимбаев отметил, что Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению объединяет не только прошлое, но и настоящее. По словам спикера Сената, на нынешнем этапе все пять государств стремятся к диверсификации структуры экономики, индустриальному и технологическому развитию, привлечению инвестиций, модернизации инфраструктуры, рациональному использованию водных ресурсов. "Все страны Центральной Азии принимают последовательные меры по повышению доходов населения и формированию современных систем образования и здравоохранения. Многие из этих задач будут решаться более эффективно при совместных усилиях и развитии региональной кооперации", — подчеркнул Ашимбаев. При этом спикер Сената обратил внимание, что такой формат взаимодействия не противоречит, а дополняет сотрудничество в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ, Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран и Ашхабадского формата.