Победителями парламентских выборов в Польше объявили себя оба основных соперника

Парламентские выборы в Польше завершились, но борьба за власть в стране, похоже, только начинается. Победителями на основании предварительных итогов голосования себя назвали оба главных соперника - и правящая партия "Право и справедливость" (ПиС), и оппозиционная "Гражданская коалиция" (ГК). Уступать, похоже, никто не намерен.

Победителями парламентских выборов в Польше объявили себя оба основных соперника
© Российская Газета

"Мы сделали это. Мы отстранили их от власти", - заявил лидер ГК Дональд Туск сразу после публикации первого экзитпола в воскресенье вечером, добавив, что в ближайшее время его партия вместе с партнерами создаст "новое, хорошее, демократическое правительство". По результатам экзитпола, ГК заняла на выборах второе место, набрав 31,6 процента голосов. Но вместе с двумя своими потенциальными союзниками, центристским "Третьим путем" и "Левыми", она получала в сейме уверенное большинство - 248 мест из 460.

Одновременно с Туском о своей победе объявила и правящая ПиС. Формально она действительно победила, заняв первое место с предварительным результатом в 36,6 процента. Правда, в парламентское большинство такой результат не конвертируется, и с ним партия может рассчитывать только на 200 мандатов. Признав, что большинства у них пока нет, лидеры ПиС, однако, посоветовали не спешить с выводами и дождаться публикации официальных итогов. "Могут еще произойти интересные события", - выдал загадочную фразу лидер правящей партии Ярослав Качиньский.

Кто бы в итоге ни пришел к власти в Варшаве, отношение Польши к России и украинскому кризису не изменится

К вечеру понедельника польский ЦИК подсчитал 85 процентов бюллетеней. Согласно этим подсчетам, ПиС набирала 36,8 процентов голосов, а ГК - 29,4 процента. Окончательные итоги на момент подписания номера известны еще не были, комиссия обещала огласить их только во вторник днем. Но уже было понятно, что официальный результат примерно совпадет с данными экзитполов. Разрыв между двумя основными соперниками постепенно сокращался, по мере того, как ЦИК обсчитывал городские избирательные округа, где сильна поддержка оппозиции.

Впрочем, сдаваться партия власти в любом случае не планирует. По существующей в Польше традиции президент страны поручает формирование правительства партии, занявшей первое место на выборах, а это, с тем или иным результатом, в любом случае будет ПиС. Оппозиция, указывая на настроения избирателей, считает, что на этот раз традицией стоит пренебречь, и намерена провести об этом переговоры с президентом Анджеем Дудой. В ПиС же уверены, что ничего менять не надо, президент должен доверить формирование правительства именно им. Дуда, сам будучи ставленником партии власти, скорее всего, так и сделает. А дальше ПиС будет пытаться перетянуть на свою сторону отдельных депутатов в сейме, чтобы таким образом получить в парламенте большинство.

Оппозиция тоже вряд ли признает свое поражение, если окончательные результаты голосования ее не устроят. Скорее, она попытается их опротестовать, ссылаясь на то, что выборы были нечестными. Тем более что поводов для этого достаточно. ПиС за последние годы поменяла "под себя" избирательное право, во время своей предвыборной кампании партия власти самым активным образом использовала административный ресурс и бюджетные средства, да и подсчет голосов идет фактически под полным ее контролем. И эти претензии вполне могут получить поддержку на западе Евросоюза, где с нетерпением ждут смены власти в Варшаве, а СМИ вовсю рассуждают о том, что избирательный процесс в Польше был организован в пользу правящей партии.

Но кто бы в итоге ни пришел к власти в Варшаве, отношение Польши к России и украинскому кризису не изменится. При ПиС все останется в лучшем случае как прежде, а оппозиция намерена восстанавливать отношения с Брюсселем и Берлином, но не с Москвой. Впрочем, повернувшись лицом к западной части Евросоюза, Польша заметно утратит свою эффективность в качестве американского инструмента воздействия на ЕС и прежде всего Германию. Вместо того чтобы публично давить и шантажировать Берлин, как это делали поляки в последнее время, добиваясь, например, увеличения немецкой военной помощи Украине, при власти оппозиции Варшава предпочтет спокойно договариваться. Постоянно колеблющемуся немецкому канцлеру это даст существенное пространство для маневра. И хотя курс Германия при этом не поменяет, какие-то решения она уже сможет принимать на основании собственных, а не чьих-то еще интересов.

Впрочем, пока нет ясности и с самой Польшей. Население там сейчас расколото на два враждебных политических лагеря и предельно взвинчено. Голосовать на прошедших выборах пришли рекордные 73 процента избирателей, чего не было даже в судьбоносном для страны 1989 году. И при этом ничего еще не закончилось. Новый состав парламента соберется на первое свое заседание только через месяц, а до того момента, по всей видимости, ПиС и оппозиция будут продолжать бороться за власть, только уже не риторически, как это они делали во время предвыборной кампании.