К чему приведет победа правых популистов на выборах в Нидерландах? Комментарий Георгия Бовта
Партия свободы Герта Вилдерса, по предварительным данным, лидирует на парламентских выборах в Нидерландах, получая как минимум 35 мест в парламенте. Максимум 37. На втором месте — альянс зеленых и лейбористов во главе с единственным левым кандидатом, бывшим замглавы Еврокомиссии Францем Тиммермансом. У него 26 мест. В тройку лидеров также входит праволиберальная Народная партия за свободу и демократию во главе с действующим министром юстиции и безопасности Дилан Йешилгез-Зегериус с 23 местами. Нынешние выборы прошли досрочно после того, как премьер-министр Марк Рютте в июле объявил об отставке правительства в связи с расколом в его коалиции по теме решения проблемы растущей миграции. Рютте, возглавлявший голландское правительство более 13 лет, также заявил, что отказывается вести свою партию на выборы и что вообще уходит из политики. Какие это будет иметь последствия?
Партия Герта Вилдерса — не только против мигрантов, ее можно назвать исламофобской. Она выступает за выход страны из Евросоюза, а пока за сокращение выплат в общеевропейский бюджет, за восстановление контроля за национальными границами и против вступления новых членов. Особенно Украины. Ранее Вилдерс высказывался за укрепление связей с Россией, однако риторика по этой части стала гораздо более сдержанной после катастрофы с малайзийским Boeing, тем более что и приговор уже вынесен судом Амстердама. После начала военного конфликта на Украине Вилдерс выступал с осуждениями действий России, поддержал прием украинских беженцев, однако он против финансовой помощи Киеву и тем более отправке ему истребителей F-16. Нидерланды стали первой страной, которая решила это сделать.
Позиция Партии свободы заключается в том, что Нидерланды не заинтересованы ни в санкциях против России, ни в соглашении об ассоциации и тем более в членстве в ЕС «страны-банкрота», каковой правые называют Украину.
В случае формирования Вилдерсом нового правительства это может привести к дальнейшим осложнениям дискуссий внутри Евросоюза относительно помощи Украине. Нидерланды могут присоединиться к скептикам типа Венгрии и Словакии. Которые тем не менее пока не заблокировали ни один из 11 пакетов санкций против России. Так что не стоит преувеличивать значение оппортунизма той или иной страны в данном плане в контексте общеевропейской политики. Это пока приводит лишь к усложнению выработки консенсуса по отношению к отдельным пунктам санкционной политики, но не сворачиванию ее.
Приоритетным для всех без исключения стран Евросоюза остается выстраивание отношений именно внутри него, а не двусторонних отношений с Москвой. Они не будут жертвовать первым ради второго.
К тому же Герту Вилдерсу будет трудно сформировать коалиционное правительство в условиях пестрого партийного расклада в стране. На это может уйти до полугода, в течение которых у власти останется правительство Рютте, которое продолжит нынешний внешнеполитический курс. Партия свободы может получить 37 мест в нижней палате парламента. Для формирования правительства нужна поддержка коалиции не менее 76 голосов из 150. Крупнейшие партии перед выборами уже исключали возможность участия в коалиции во главе с Партией свободы. Согласилась войти в нее пока что Народная партия за свободу и демократию, глава которой Дилан Йешилгез-Зегериус является министром юстиции в нынешнем правительстве, а может стать теперь первой женщиной — премьером страны.
Нидерланды уже более 400 лет являются одним из важнейших торговых партнеров России. По данным российской таможни, несмотря на санкции, они остались и в прошлом году третьим партнером после Китая и Турции, обогнав Германию, Белоруссии и Индию, хотя товарооборот сократился на 0,1%.
В 2021 году Нидерланды тоже были на третьем месте с товарооборотом в 46,4 млрд долларов, но после Германии и Китая. Правда, российская и нидерландская таможни сильно расходятся в оценке размеров экспорта в Россию. ФТС РФ дает цифру в 4,2 млрд долларов в прошлом году, а голландцы говорят о падении экспорта с 2,9 млрд евро в 2021-м до 1,9 млрд в прошлом. Зато на этом фоне вырос экспорт в Казахстан на 50%, а в Киргизию аж на 300%, хотя на небольших объемах.
По признанию голландской прессы, местные компании обходят ряд санкций, поставляя товары в Россию через Турцию. К середине текущего года такие поставки выросли на 91% по сравнению с 2021 годом на фоне падения объемов прямого экспорта в Россию за то же время на 63%.
Формально же Нидерланды жестко придерживаются антироссийских санкций, очередным свидетельством чему стал недавний приговор к полутора годам тюрьмы и штрафу в 200 000 евро российского гражданина Дмитрия К. по обвинению в незаконной поставке через Нидерланды в Россию дронов и микрочипов.
Раньше огромную роль во внешней морской торговле России играл порт Роттердам, 15% грузооборота которого составляли товары, ориентированные на Россию. В прошлом году эта доля уже сократилась до 9%. Хотя и тогда, до вступления в силу нефтяных и угольных санкций, на Роттердам приходилось 23% морского экспорта российской нефти, 15% СПГ, 10% угля и 16% продуктов нефтепереработки. Но уже полностью прекратились контейнерные поставки. В текущем году поставки нефти и нефтепродуктов через Роттердам уже прекращены.
Не стоит ставить знак равенства между тем, что говорят политики избирателям перед выборами, и тем, что они делают, придя к власти. Партии свободы Герта Вилдерса придется пойти на значительные компромиссы в ходе формирования правящей коалиции, если ее вообще удастся создать. Впрочем, и другим партиям придется считаться с растущим среди избирателей скептицизмом относительно сохранения единства рядов Евросоюза по отношению к разным внешним вызовам.