Почему женщины не становятся чемпионами мира по шахматам
Удастся ли когда-нибудь женщине выиграть шахматную корону? Ответ на этот вопрос рознится у ряда экспертов, но многие приходят к выводу, что это невозможно. Именно так считают некоторые мужчины. Гроссмейстер Сергей Шипов в интервью «Матч ТВ» приводит пример подобных шахматных ситуаций.
Есть еще где-то в забытых богом краях небитые мужики, которые истинно полагают, что сильнее женщин только потому, что они женщины, - говорит Шипов.
Он рассказал о том, что видел такие картины, где шахматист «до конца не может поверить, что проиграл, по-русски говоря, бабе».
Также и сами шахматистки иногда придерживаются мнения о том, что женщины не могут играть на уровне мужчин. Кроме того, многие несведущие в этом спорте люди считают, что умственные способности представительниц прекрасного пола не дотягивают до гроссмейстеров высшего уровня. На самом деле это не так, и победы женщин это доказывают, а причина кроется совсем в другом. Но обо всем по порядку.
Немного (пред)истории
Соревнования по шахматам среди мужчин проводятся с незапамятных времен, а первое официальное звание чемпиона мира в 1886 году получил Вильгельм Стейниц. Женщины за это звание начали бороться лишь в 1927 году. Тогда соревнования выиграла шахматистка с русскими корнями Вера Менчик. Хотя и до нее были скромные попытки, она стала первой представительницей прекрасного пола, громко заявившей о возможности женских шахмат.
После победы Вера решила играть на турнирах с мужчинами. Перед одним из таких поединков венский шахматист Альфред Беккер в шутку предложил учредить «клуб Веры Менчик», в который войдут проигравшие ей мужчины, и первым же членом клуба сам стал сам Беккер. Согласно открытым данным с сайта Федерации шахмат России, постепенно список клуба пополнился другими сильными игроками: Эдгаром Колле, Жаком Мизесом, Самуэлем Решевским и прочими — всего более 30 человек, в число которых в 1930 году попал и Макс Эйве (через пять лет после этого он стал чемпионом мира по).
После Веры Менчик успехи женщин на шахматном поприще продолжили спортсменки из Советского союза. Целая плеяда шахматисток выигрывала турниры вплоть до распада СССР. Чемпионками мира становились Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили и Майя Чибурданидзе. О двух грузинских шахматистках стоит упомянуть отдельно.
Нона Гаприндашвили была и первым международным гроссмейстером среди женщин, и первой женщиной, получившей звание международного гроссмейстера среди мужчин. То есть представительницы прекрасного пола продолжили наступление на пятки сильной половине человечества.
Майя Чибурданидзе стала гроссмейстером в возрасте 23 лет, в 1984 году. Именно она оказалась первой женщиной, попавшей в топ-50 рейтинга, заняв 48-е место. В числе ее побед — гроссмейстер Найджел Шорт, которого она обыграла дважды в 1983 и 1985 годах, а в 1993 году Шорт боролся за чемпионство мира.
После 90-годов пальма первенства в женских шахматах перешла, в основном, Китаю и Венгрии. Особое место среди победителей женских турниров занимают Хоу Ифань и сестры Полгар.
Сестры Жужа, София и Юдит Полгар являются именитыми шахматистками, но наибольших успехов добилась Юдит. Она так и не стала чемпионкой мира среди женщин, но выиграла бои у гроссмейстеров № 1 в мире. В ее копилке — победа над бывшим чемпионом мира Борисом Спасским, лидерство в поединке «экшн» с Анатолием Карповым в 1998 году, когда он был чемпионом мира ФИДЕ. Также она обыграла Магнуса Карлсена в 2022 году в быстрых шахматах. И это еще не весь список. В 2005 году Полгар подошла ближе всех к тому, чтобы стать чемпионкой мира по шахматам, играя за ФИДЕ в составе восьми игроков.
Среди новых гроссмейстеров, на рубеже веков, Хоу Ифань была единственной женщиной, попавшей в топ-100 и регулярно участвующей в открытых турнирах высокого уровня. В 14 лет она стала гроссмейстером, а в 16 лет побила рекорд Чибурданидзе среди самых юных чемпионок мира среди женщин. Хоу становилась победительницей женского чемпионата четыре раза. Она была третьей женщиной, когда-либо входившей в число 100 лучших игроков мира, после Майи Чибурданидзе и Юдит Полгар.
В чем же причина?
То есть женщины подошли так близко к шахматной короне и все-таки на чем-то остановились. Что же послужило стоп-линией? Множество экспертов пытались ответить на этот вопрос. Среди версий — как банальный недостаток мышления, так и невозможность молчать в течение длительного времени, в которое играются партии.
Вот, что пишет об этом Нона Гаприндашвили в своей книге «Предпочитаю риск» (6+):
…шахматистки способны — даже во встречах с мужчинами! — на творческие и спортивные взлеты. Только традиционный взгляд на нашу игру, как игру несовершенную, даже слабую, настолько прочно укоренился, что мужчины просто не могут поверить, что женщина может задумать и осуществить эффектную идею, сыграть красивую партию.
По просьбе редакции ИА «В городе N» федерация шахмат Нижегородской области провела открытый опрос среди жителей, чтобы узнать их мнение: почему женщины не выигрывают в серьезных турнирах и часто даже не попадают туда. Результаты оказались неутешительными.
Нижегородцы считают, что в ближайшем будущем у женщин нет шансов на чемпионство. И даже сами нижегородки с ними согласились, добавив, что представительницы слабого пола не должны лезть в мужские соревнования (как и в других видах спорта — например, футболе или плавании).
С замужеством карьера заканчивается
Теперь рассмотрим бытовые причины. Шахматы являются консервативным видом спорта, в который женщины попали не так давно, получив еще и свободу от общепринятых в старину норм. Ведь еще каких-то 100 лет назад роль женщины в обществе в основном заключалась в хранении семейного очага и воспитании детей. Здесь ярким примером служит стихотворение Марины Цветаевой «Трудно Марфой быть, Марией — просто» (16+): оно не о спорте, а о роли женщины в доме. Когда у нее семеро по лавкам, и всех нужно накормить и за всеми убрать, то какие уж тут другие дела, да еще такие, как шахматы! Да и сейчас, когда в семьях рождаются дети, многие спортсменки все равно уходят из больших шахмат, потому что не спать по ночам с плачущим ребенком, а с утра участвовать в турнирах — титанический труд.
Россиянка Александра Костенюк, ныне выступающая за Швецию, в интервью «Спорт-экспресс» в 2008 году сказала, что надо заканчивать карьеру после родов.
Как тренироваться, если почти не спишь? Иногда за ночь вообще глаз не сомкнешь. И все равно кто-то недополучает: либо шахматы, либо ребенок, — отметила Костенюк.
Ума хватает. А нервов?
Теперь перейдем к физическим возможностям. На эту тему редакция ИА «В городе N» поговорила с исполнительным директором Федерации шахмат в Нижегородской области, спортивным психологом Татьяной Хиловой.
Начнем с того, что многие считают, что женщины не должны участвовать в мужском турнире, потому что это неправильно. Например, первенство области проходит среди мальчиков, и у нас иногда там участвуют девочки, они завоевывают призовые места. Мальчишкам становится очень обидно, ведь им самим нельзя участвовать в турнирах для девочек, то есть получается такая дискриминация. Поэтому девочки и не участвуют в мужских турнирах, чтобы не отнимать у них корону. Соответственно, все это складывается уже с детских лет. Это первая причина психологического характера, — отмечает Хилова.
Еще одна психологическая особенность, по ее словам, состоит в том, что у мужчин преобладает маскулинность (так называемый гендерный тип), а для женщин, соответственно, фемининность. Это означает, что у мужчин больше агрессии и «холодной головы», то есть они рассчитывают ходы чисто логически и эмоции им не мешают так, как женщинам. Поэтому мужчины за счет более сильной агрессии и минимального эмоционального фона играют достойнее, у них лучше успехи и рейтинги, соответственно, выше.
То есть они просто, в принципе, играют намного лучше женщин. Именно из-за своего гендерного типа, из-за своей вот этой маскулинности, — подчеркивает Хилова.
Она также отмечает, что в Нижегородской области женщины-шахматистки в основном все фемининные, а что касается мужчин, то, согласно проведенным исследованиям, в регионе вообще практически нет в шахматах чистых маскулинных типов.
Например, в тайском боксе я проводила исследования, там действительно у мужчин маскулинность, наоборот, преобладает, это такой вид спорта — агрессивный, а в шахматах таких чистых типов у нас в области почти нет, — сказала Хилова.
Еще есть гендерный тип — андрогиния, то есть перемешанный, когда присутствуют и маскулинность, и фемининность. В шахматах, по словам Хиловой, самый высокий показатель именно андрогинности, потому что это интеллектуальный вид спорта, а не физический, и в Нижегородской области достаточно высокий процент таких спортсменов.
В итоге получается, что женщины в силу своей фемининности, когда у них эмоции зашкаливают, очень часто делают ходы на уровне интуиции. То есть, у мужчин идет холодный расчет, а у женщин — интуиция. Даже наши чемпионки мира, например, Татьяна Косинцева и другие в основном все-таки действуют скорее на интуиции. Конечно, расчет у них тоже есть, но за счет опять-таки эмоций. Они интуитивно находят ходы, и в этом разница между мужчинами и женщинами, — подчеркнула Хилова.
Она добавила, что в Нижегородской области лидируют девчонки, а мальчики, наоборот, серьезно отстают от победителей.
Все чемпионки мира у нас только девчонки на протяжении уже 10 лет. Все чемпионки России у нас только девчонки! Мальчишки не выигрывают. Им не хватает, видимо, вот этой маскулинности, и достаточно высокий процент андрогинии им явно мешает, — рассказала исполнительный директор Федерации шахмат.
Еще шаг — и мат
А теперь переходим к самому интересному. Почему наряду с такими колоссальными успехами в женских шахматах, спортсменки все равно остаются далеко не на первых позициях в рейтинге? Все потому, что для этого нужно участвовать в сильнейших турнирах, где, как правило, борются в основном одни мужчины.
И женщинам здесь не хватает опять-таки холодного расчета, то есть им мешают эмоции. Вот эта мягкость, фемининность мешает им идти выше. Все, что заложено генетикой, все равно не изменится и все равно будет присутствовать. Поэтому, мне кажется, что женщина никогда не получит корону среди мужчин за звание чемпиона мира, просто потому, что это генетически так заложено у нас, у женщин. Мы фемининный тип, мы не можем проявлять такую агрессию, как мужчины и действовать также хладнокровно, — резюмировала Хилова.
Кстати, об этом же писала и Нона Гаприндашвили в своей книге.
В обстановке такой спортивной напряженности, когда надо почти в каждом турнире „отбираться“, когда каждый „сбой“ беспощадно карается, женщинам трудно, а может быть, и невозможно конкурировать на равных с мужчинами. Ибо есть, по-видимому, в мужской биологии, в мужском характере нечто, развитое тысячелетиями человеческой истории и позволяющее им легче переносить такое напряжение, оставаться до последнего тура, до последнего хода в боеспособном состоянии, не расслабляться ни на один момент, — рассказывает она в главе под названием «Борюсь за равноправие».
Как итог: получить женщине титул чемпиона мира по шахматам невозможно. Но, как говорится, нет ничего невозможного. Хотя тут встает другой вопрос — нужно ли это женщине? Ведь придется перебороть себя, свою женскую природу... Той, которая рискнет это сделать, придется заплатить высокую цену, но и награда, бесспорно, стоящая.