Макрон может уступить Францию крайне правым, но отказывается уходить в отставку

Обновлено в 20:58

Макрон может уступить Францию крайне правым, но отказывается уходить в отставку
© BFM.RU

Грядущая Олимпиада во Франции — с протестами, забастовками и планируемыми заплывами олимпийцев в «канализации Парижа», Сене — мгновенно улетучилась с передовиц французских изданий после победы крайне правого «Национального объединения» Марин Ле Пен на выборах в Европарламент и неожиданного объявления Эммануэлем Макроном досрочных выборов в конце июня. Расстановка сил заставляет наблюдателей ломать голову над тем, на что надеются в Елисейском дворце.

Несмотря на катастрофические результаты президентского альянса «Возрождение», которому удалось отправить в Брюссель только 13 депутатов против 30 от партии Ле Пен, французский парламент мог продолжать работу еще два года. По данным BFMTV, премьер-министр Габриэль Атталь пытался отговорить Макрона, предложив вместо этого отправить себя в отставку, но президент настоял на своем. Источники Europe 1 утверждали, что в окружении президента обсуждалась даже отставка самого Макрона — «это не табу», но в Елисейском дворце это опровергли.

О повестке французских СМИ рассказывает гид-переводчик, житель Парижа Дмитрий Мисуркин:

Дмитрий Мисуркин гид-переводчик, житель Парижа «Сейчас разные СМИ в зависимости от их направленности, политического выбора пишут разные вещи. Сейчас лихорадит всех. Пошли разговоры о том, что [экс-депутат Национального собрания Франции от правоконсервативной националистической партии] Марион МарешальЛе Пен собирается объединяться с Марин Ле Пен. В этой связи есть заявления [лидера французской правой партии «Реконкиста» Эрика] Земмура. Ходят разговоры о том, что кадры партии правых («Республиканцы») общаются с «Национальным объединением» Ле Пен. Но есть и заявления видных деятелей правых о том, что они этого не допустят. Ситуация довольно мутная. По этой причине президент, верный себе, заявляет, что его позиция четкая и ясная. Но как раз, видимо, если с его языка переводить, все наоборот. То, что широко не прозвучало: группа парламентариев центристско-правого толка за два-три дня до выборов поставила вопрос о том, что может заняться расследованием деятельности Макрона. Это микрошажочки, ведущие к возможному импичменту».

Первые оценки социологов позволяют назвать лидерство «Национального объединения» по итогам выборов во французский парламент почти гарантированным, а формирование коалиции во главе с Ле Пен — крайне вероятным. Агентство Harris Interactive рисует следующий спектр: слева новое объединение левых NFP с 20% кресел, рядом правоцентристский блок Макрона таких же размеров, почти всю правую половину спектра занимают 43% «Национального объединения», а посередине — в позиции «кингмейкера», как бы «делателя королей» — «Республиканцы» Николя Саркози. Глава партии Эрик Сьотти прямо заявил о готовности к объединению с правыми, но лидеры «Республиканцев» в Нацсобрании и сенате в ответ потребовали отставки политика.

Еще одна неопределенность — националистический блок «Реконкиста» во главе с Эриком Земмуром. На выборах в Европарламент партии удалось взять 5% кресел от Франции, пост сопредседателя партии занимает племянница Ле ПенМарион Марешаль, а в условиях одномандатных выборов любое подспорье может еще больше перекроить карту в пользу правых.

О Франции при Марин Ле Пен рассуждает в эфире CNBC журналистка, член наблюдательного совета бизнес-школы IE в Мадриде Мишель Карузо-Кабреза:

«Совершенно не исключено, что крайне правые возьмут большинство в парламенте Франции по итогам выборов. В таком случае Макрону будет непросто проводить какие-либо реформы в следующие три года своего срока. Важно понимать, что французские крайне правые находятся в правой части спектра в социальных вопросах. Они против иммиграции, против мусульманского влияния и так далее. В экономических же вопросах их можно назвать чуть ли не крайне левыми: суперпротекционистский подход, снижение пенсионного возраста, который только что повысил Макрон, повышение расходов на здравоохранение и пенсии. То есть все те меры, которые еще больше раздуют расходную часть бюджета. Если они придут к власти, их политика будет куда менее дружественной к бизнесу, чем то, что пытался делать Макрон. Например, при нем компаниям стало куда проще нанимать и увольнять людей. Они могут откатить назад многие подобные нормы».

Французские результаты выборов в Европарламент в прессе обсуждаются параллельно с немецкими, но знак равенства между ними поставить нельзя. СДПГ премьера Олафа Шольца уступила опальной «Альтернативе для Германии», и крайне правые тут же потребовали досрочных выборов, однако в совокупности правящая коалиция социалистов, «зеленых» и либералов взяла 31% голосов, то есть немного больше 30% ХДС/ХСС и существенно больше результатов «Альтернативы», даже если прибавить к ее 16% еще и 6% «Союза Сары Вагенкнехт», сторонницы переговоров с Россией. Сам Олаф Шольц исключил проведение досрочных выборов.