«Бутовчанин – так я себя называю». Артист театра «Кремлёвский балет» Евгенов рассказал о жизни на Скобелевской ул.
Неподражаемый Мизгирь в «Снегурочке» на музыку Чайковского, Шахрияр в «Тысяче и одной ночи», купец Иван Васильевич в «Аленьком цветочке», капитан Феб в «Эсмеральде» и, разумеется, Гай Юлий Цезарь в «Клеопатре». Всё это – Михаил Евгенов, премьер известной труппы театра «Кремлёвский балет», один из самых ярких танцовщиков Москвы и житель Южного Бутова. О своих пристрастиях в искусстве и жизни премьер балета рассказал нашему корреспонденту.
«КУСОЧЕК ПЕТЕРБУРГА В ЮЖНОМ БУТОВЕ»
– В Москву я переехал по приглашению выдающегося хореографа Андрея Петрова. И стал работать в созданном им театре «Кремлёвский балет». Это было в 2009-м. В тот период у нас было много гастролей, мне посчастливилось посмотреть самые разные страны. Но каждый раз я с радостью возвращался в свой уютный микрорайон на окраине Москвы, где чувствовал себя очень хорошо. Мы с моим коллегой жили в двухкомнатной квартире в Южном Бутове, на Скобелевской, в доме 40. Бутовчанин – так я себя называю. И сегодня, когда я уже повидал и хорошо знаю другие районы и округа Москвы, могу с уверенностью сказать: юго-запад вообще и конкретно мой район – самые комфортные для жизни и благоприятные в плане экологии.
– Что особенно вам полюбилось в Южном Бутове?
– Ландшафтный парк – гулять там одно удовольствие. У нас вообще много всего интересного, есть даже маленький кусочек Санкт-Петербурга. Это я сейчас про «Петровский дворик» на улице Адмирала Лазарева. Очень симпатично выглядит этот скверик. Есть и макет Ростральной колонны, и ротонда, и пушки, и карета, и бюст Петра I. Одно время мы вместе с тогда ещё моей будущей супругой Ириной часто гуляли по территории расположенного относительно недалеко от Южного Бутова – всего пять остановок на автобусе – музея-усадьбы «Остафьево», наслаждались природой, тишиной и какой-то совершенно особенной атмосферой этого исторического места.
– А сейчас как время проводите?
– Наши с супругой друзья, которые живут в Южном Бутове, попросили меня стать крёстным отцом их сына Марка. Так что мы ездим к ним в гости. Ещё любим отправиться в Ясенево и все вместе погулять в Битцевском парке. В хорошую погоду садимся в свободной беседке и играем в любимые настольные игры типа Rummy Club, «Имаджинариум», «Монополию». Многие свои роли я обдумывал, гуляя по Воронцовскому парку. Тоже юго-запад, правда, всё же не Бутово.
– Судя по этой оговорке, вы в душе действительно бутовчанин.
– Не стану возражать против такой постановки вопроса (смеётся). Мне на самом деле в Бутове комфортно.
«СИДЕТЬ НА СЦЕНЕ ПОРОЙ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ТАНЦЕВАТЬ»
Фото: Юлия Федотова
– Вы обмолвились о том, что думали о ролях в Воронцовском парке. Получается, прогулки по красивым местам помогают вдохновиться и, таким образом, связаны с работой над тем или иным образом?
– Процесс подготовки новых партий в балете происходит прежде всего в репетиционных залах. каждодневные тренировки, оттачивание движений… А потом, когда техническая сторона освоена, образ необходимо «оживить», чтобы он не воспринимался как механический набор движений. И это уже отдельная задача. Тут начинается процесс изучения характера того или иного персонажа, его манер, графики и грации движений, стилистики конкретной эпохи. И всё это прокручивается в твоей голове практически в режиме нон-стоп, и неважно, идёшь ли ты просто по улице, прогуливаешься в парке или отдыхаешь дома. Но тем не менее на природе, когда ты видишь перед собой такую красоту, как каскад прудов или усадьбу Воронцово, волей-неволей начинаешь мыслить более гармонично и возвышенно, отвлекаешься от суеты.
– Коли уж речь зашла о подготовке ролей… Есть ли среди них те, которые дались тяжелее, чем другие?
– Каждая роль одновременно и сложна, и интересна, и чем-то дорога. Причём это касается не только ведущих, но и небольших партий. Бывает, что маленькая по количеству хореографического текста партия требует глубокого проникновения в образ. И если она исполнена должным образом, то становится украшением спектакля. А ещё открою профессиональный секрет: иногда сидеть в кресле или на скамейке во время спектакля минут эдак 30 с гордо поднятой головой и наблюдать за действием оказывается сложнее, чем станцевать дуэт с партнёршей, выполняя сложные высокие поддержки.
– Неожиданно! Полагаю, многие читатели нашей газеты будут удивлены…
– И тем не менее. В спектакле вообще не может быть мелочей – каждая деталь, в том числе оформительская, каждое движение артиста работают на общий замысел постановщика. Только тогда рождается спектакль, который будет интересен публике, сможет её зацепить.
– Недавно вы впервые исполнили роль Великого брамина в «Баядерке» Минкуса. Это один из главных героев спектакля, на котором очень многое по сюжету завязано. И при этом он вообще не танцует.
– Непростая партия, да. Переживания великого брамина, втайне влюблённого в главную героиню Никию, необходимо убедительно передать при помощи мимики, жестов, пластики всего тела. Причём в часовом диапазоне сценического времени надо прожить целую жизнь! А ещё, учитывая огромные размеры сцены Государственного Кремлёвского дворца, надо не забывать о масштабах движений, всё время работать «крупными мазками», так, чтобы донести свои чувства до каждого зрителя, в том числе сидящего на самом последнем ряду.
– Трудно вообще выходить из образа после спектакля? Вот только что вроде был, например, Гаем Юлием Цезарем, а потом выходишь из театра – и вот ты опять простой смертный…
– Есть такое дело… Но я даже люблю это чувство, когда сразу после спектакля не получается выйти из образа. Если же добавить юмора к трансформации тела, то можно заодно повеселить окружающих. Всегда стараюсь поддерживать хорошее настроение в коллективе, в компании, у близких людей.
«ЛЮБЛЮ ЧТО-НИБУДЬ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ»
– Над чем работаете в настоящее время?
– Готовим премьеру балета «Раймонда» – его новую редакцию осуществляет народный артист России Андрис Лиепа. Мне он доверил роль сарацинского шейха Абдерахмана. Очень яркую, эмоциональную партию, и при этом технически насыщенную. Рад, что она мне досталась. Премьера состоится в сентябре, так что всех жителей моего любимого юго-запада и всей Москвы тоже приглашаю.
– Есть ли у вас какое-либо хобби? А то мы всё про работу.
– При наличии времени люблю что-нибудь дома отремонтировать или заняться чем-нибудь творческим: пайкой, лепкой из пластилина. Иногда руки доходят до разборки авто, его ремонта и, естественно, обратной сборки. Не доверяю сервисам. И как-то при помощи специальной литературы справляюсь. И мне это нравится.
Фото: Юлия Федотова
ДОСЬЕ
• Михаил Евгенов родился в декабре 1984 года.
• В 2002 году окончил Башкирское хореографическое училище им. Нуреева.
• С 2001 по 2006 год работал в Башкирском театре оперы и балета, с 2006 по 2009 год – в Екатеринбургском театре оперы и балета.
• В 2009 году артист приглашён в труппу театра «Кремлёвский балет». Готовит свои партии под руководством педагога-репетитора – заслуженного артиста Российской Федерации Валерия Викторовича Рыжова.
• В репертуаре артиста сегодня: Альберт («Жизель»), Принц Зигфрид/Злой гений Ротбарт («Лебединое озеро»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Руслан («Руслан и Людмила»), Русская кукла («Щелкунчик»), Принц – Чудовище («Красавица и Чудовище»), Эспада («Дон Кихот»), Граф Альмавива («Фигаро»), Зарастро («Волшебная флейта»), Солор («Баядерка») и другие.
• Женат. Супруга Ирина Аблицова – балерина, педагог, заслуженная артистка России. С 2013 по 2023 год – прима-балерина в «Кремлёвском балете».
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ