Со второго тура парламентских выборов во Франции снялись уже не менее 218 кандидатов, подсчитала газета Le Monde. Из них 131 представитель левого «Нового народного фронта», 82 — блока президента. Это результат переговоров по тактике голосования между представителями правящей коалиции с левыми, с тем чтобы не допустить победы ультраправого «Национального объединения» во главе с Марин Ле Пер и Жорданом Барделла. По результатам первого тура парламентских выборов победила партия Ле Пен «Национальное объединение», она набрала 33,15% голосов. На втором месте оказалась партия «Новый народный фронт» с результатом 27,99% голосов. Третье место заняло объединение Макрона «Вместе за республику» с 20,76% голосов. Второй тур пройдет 7 июля. Сработает ли тактика Макрона?
На выборах в Национальную ассамблею для победы в первом туре надо набрать 50% плюс один голос. И как раз Марин Ле Пен таким образом уже переизбралась в парламент. Однако во второй тур могут выйти и три, и теоретически даже четыре кандидата. Просто на нынешних выборах нет четвертой сильной партии. Для этого надо набрать 12,5% голосов от общего числа избирателей. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство. Для получения абсолютного большинства в Национальной ассамблее нужно 289 депутатских мест из 577. Однако по результатам первого тура распределено лишь менее пятой части мандатов. В частности, партии Марин Ле Пен удалось пока завоевать только 39 мест. Также ее представители прошли во второй тур в 446 округах, оказавшись первыми по итогам первого тура в 258. На этом раскладе и основывались аналитики, которые начали предрекать победу ультраправых и рассуждать о том, каким премьером будет другой лидер «Национального объединения», 28-летний Жордан Барделла. Однако похоже, что эти аналитики поторопились, а Макрон может опять всех переиграть.
После провального выступления правящей партии в первом туре начались переговоры о взаимном снятии менее перспективных «третьих кандидатов» под лозунгом «Не дать пройти правым». Притом что между так называемыми центристами Макрона и левыми, выступающими в составе пестрой и наспех сколоченной чуть ли не за несколько дней левой коалиции в лице «Нового народного фронта», в программных лозунгах вряд ли можно найти хоть что-то общее. Кроме разве что обещания в общих чертах поддерживать Украину. Скажем, левые, как и правые Марин Лен Пен, резко критиковали президентскую пенсионную реформу с повышением возраста выхода на пенсию до 64 лет, которую президент в результате провел вообще в обход Национальной ассамблеи.
Во взаимных обвинениях и оскорблениях тоже никогда недостатка не было. Накануне первого тура Макрон пугал Францию тем, что в случае победы что правых, что левых страну ждет гражданская война. Теперь левых он не считает столь ужасными. Нынешний стремительный — чтобы успеть к дедлайну регистрации кандидатов на второй тур — циничный торг лишний раз подтверждает, что современная политика — не столько про программные политические принципы, сколько про продвижение политических брендов и мифов, притом что грань между так называемыми левыми и правыми становится все менее различимой.
«Мы должны остановить «Национальное объединение», — взывает премьер Габриэль Атталь, который вряд ли сохранит свой пост. — Необходимо голосовать не за какого-то кандидата, а против «Национального объединения». Где-то мы нечто подобное уже слышали — насчет голосования от противного.
Так сторонники Макрона пытаются перехватить в целом идею некоего «общенародного фронта», размахивая жупелом «ультраправой угрозы», каковой регулярно достают из закромов французской политики, из-за чего правым ни разу не удалось прийти к власти, сколько бы они ни пытались доказать, что являются вполне респектабельной политической силой, а не экстремистами. Держать крайне правых постоянно за периметром власти фактически стало мейнстримом французской политики последних десятилетий.
Кстати, идея «Народного фронта» восходит к середине 1930-х годов, когда после попытки фашистского переворота 1934 года во Франции было создано и два года проработало коалиционное правительство социалиста Леона Блюма. Которое поддержали даже коммунисты, пересмотрев прежнюю коминтерновскую политику отказа от сотрудничества с социалистами-оппортунистами. Каковая непримиримая тактика стала одной из причин прихода к власти национал-социалистов в Германии в 1933-м.
Возможно, Макрону удастся не только предотвратить приход к власти правого правительства, но и создать в парламенте некое подобие коалиции, на которую он может опираться при принятии законов. Лидеры «Национального объединения» уже дали понять, что не возьмут портфель премьера, если не получат абсолютного большинства. А они, судя по всему, могут не получить. Уже сейчас у партии президента нет абсолютного большинства в парламенте, она его потеряла два года назад. Что не помешало Елисейскому дворцу принять с тех пор уже более 100 законов. По сути, под каждое конкретное законодательство создавалась отдельная сиюминутная коалиция. А если не получается, то президент может прибегнуть, как было в случае с пенсионной реформой, к 49-й статье конституции, дающей ему полномочия принимать законы в обход парламента.
Если избранная тактика Макрона принесет успех, тогда станет по-своему оправдан его показавшийся многим авантюрным шаг с внеочередными выборами, объявленными сразу после провального выступления его партии на выборах в Европарламент в начале июня. Правда, тогда он объяснял это стремлением добиться ясности и четкости. Вместо этого он может получить «подвешенный», разделенный парламент, в котором, впрочем, можно пытаться интриговать в интересах президентской власти.