Прометей ХХ века и индийская интеллектуальная игра. История из Музея Скрябина к Всемирному дню шахмат

20 июля отмечается Международный день шахмат — в этот день в 1924 году была основана Международная шахматная федерация. В 2019-м Организация Объединенных Наций провозгласила 20 июля Всемирным днем шахмат в знак того, что этот интеллектуальный спорт может менять взгляды людей, вдохновлять их, способствовать преодолению барьеров и предрассудков.

Прометей ХХ века и индийская интеллектуальная игра. История из Музея Скрябина к Всемирному дню шахмат
© Mos.ru

К празднику рассказываем историю из Мемориального музея А.Н. Скрябина о том, какую роль шахматы играли в жизни выдающегося композитора и как они связаны со знаменитой светомузыкальной поэмой «Прометей».

Увлечение Востоком и Индией

Многие представители Серебряного века увлекались восточной культурой — в творчестве некоторых из них эту тему можно даже назвать определяющей. Мода на Восток охватывала и Европу, и Россию: философы, художники, писатели и композиторы изучали азиатские религии, вдохновлялись местной экзотикой, искали духовные ценности, принципиально несхожие с разочаровавшими их западными. Всерьез интересовался этим и Александр Скрябин.

Одной из ключевых для композитора была идея синтеза искусств, религии и философии. Он был очень разносторонним человеком. Целью его новаторского творчества была духовная трансформация, а также преображение обыденного человека в мудреца, расширение интеллектуальных горизонтов, и во многом именно поэтому Скрябина чрезвычайно увлекла Индия и ее культура. В рабочем кабинете, где композитор создавал свои музыкальные произведения, висит картина «Восточный мудрец». Герой изображен созерцающим белый лотос (индийский символ чистоты, совершенства и просветления).

Александр Николаевич вдумчиво изучал санскрит — в личной библиотеке композитора в музее хранится учебник, где он оставил немало карандашных пометок. Слова на санскрите композитор выписывал в рабочую тетрадь, чтобы в дальнейшем создать на их основе особый, сакральный язык для «Мистерии». Скрябин мечтал отправиться в Индию, более того, именно там он хотел исполнить свое грандиозное действо, которое, по замыслу автора, должно было сочетать в себе все виды искусства. Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь, и «Мистерия» так и осталась незавершенной.

Игра мудрецов

Увлечение шахматами стало естественным продолжением любви Скрябина к Индии, оно же гармонично сочеталось с идеей умудрения человека — действительно, что может помочь этому лучше, чем древняя интеллектуальная игра? Шахматы, наряду с философией, были для него инструментом преображения и усиления способностей разума.

В Мемориальном музее А.Н. Скрябина, рассказывает заведующий сектором отдела научной работы востоковед Арег Мехакян, хранится несколько шахматных экспонатов. На представленной фотографии композитор запечатлен во время партии с другом Александром Мозером. Мозер был инженером-электриком, создавшим тот самый уникальный световой круг, необходимый Александру Николаевичу для домашнего исполнения светомузыкальной поэмы «Прометей». Изобретение Мозера тоже можно увидеть в музее.

«Еще одним партнером Скрябина по шахматам был другой его друг — известный пианист, музыкальный и общественный деятель ректор Московской консерватории Александр Гольденвейзер. Он был толстовцем, на протяжении 15 лет часто бывал в Ясной Поляне и играл в шахматы также с самим Львом Толстым, страстным любителем интеллектуальной игры. Кроме того, бывая в имении графа, Гольденвейзер музицировал и часто исполнял произведения Скрябина. Толстой, ко многим деятелям искусства относившийся крайне скептически, очень ценил талант композитора и любил его произведения», — рассказывает Арег Мехакян.

Шахматная доска и фигуры, хранящиеся в музее, — оригинальные, те самые, что запечатлены на фотографии. Также на ломберном столике можно увидеть книгу из личной библиотеки композитора «Руководство к изучению шахматной игры» Жана Дюфреня в переводе Эммануила Шифферса. Хотя Скрябина нельзя было назвать очень сильным шахматистом (играл он любительски, часто проигрывал, особенно Гольденвейзеру, но не унывал), тем не менее он изучал комбинации и внимательно читал пособие. На страницах книги сохранились пометки, сделанные рукой композитора. Между прочим, сильнейший шахматист рубежа XIX–XX веков Михаил Чигорин похвально отзывался об этом труде Жана Дюфреня, а для чемпиона мира Василия Смыслова он стал в свое время одной из первых книг о шахматах.

Первая светомузыкальная поэма

Один из друзей Александра Николаевича — музыковед, критик и биограф композитора Леонид Сабанеев в воспоминаниях о композиторе писал, что шахматы нужны были Скрябину не только для усиления ума, но и для отдыха. За шахматную доску и «мирную» игру он садился, чтобы избавиться от нервного перенапряжения и мыслительного транса, в которые его могло погрузить сочинение музыки.

Ум композитора и ум шахматиста порой действуют схожим образом — об этом высказывался, например, Сергей Прокофьев, в ранний период творчества испытавший влияние творчества Александра Скрябина. Прокофьев говорил, что стратегия шахматной игры помогает ему в работе. Это связано в том числе с принципом использования комбинаций (он был самым сильным среди композиторов шахматистом).

Периоды интенсивного увлечения Скрябина шахматами приходились на время создания знаковых произведений, в частности первой в истории культуры светомузыкальной поэмы, новаторского синтетического сочинения «Прометей». Поэма намного опередила свое время — именно в ее партитуре композитор использовал уникальную строку света Luce. В начале XX века это была настоящая революция в области искусства.

«“Прометей” представлял собой синтез во многих отношениях — в частности, стал соединением религиозно-философских традиций Греции и Индии. Это рассказанный музыкальными средствами миф о титане Прометее, где в хоровой партии композитор использовал слово на санскрите. Также это философски значимый опус, ведь речь в произведении идет о преображении человека. Оркестр воплощает Вселенную, необузданную и непознанную природу, а главный герой (сам Скрябин, солирующий на рояле) символизирует человеческий разум, который должен постичь законы природы. Поначалу имеется некий концерт-состязание между солирующим фортепиано и оркестром, но в финале сливаются хор, солист и оркестр, главный герой поэмы, человеческое сознание озаряется космическим светом, символически представленном в виде фиолетово-белого фа-диез-мажорного аккорда. Светотворческий финал “Прометея” знаменует также достижение “всеединства”, одна из главных философских идей Серебряного века, провозглашенная философом Владимиром Соловьевым», — поясняет Арег Мехакян.

Световую партию «Прометея» удалось исполнить не сразу. В 1910 году, когда была создана поэма, просто не существовало технических средств, аппаратуры и проекторов, чтобы в большом помещении (а Скрябин представлял себе премьеру в большом зале Дома Благородного собрания) представить ее со световыми эффектами. Только 1915 году в лаборатории инженера Томаса Эдисона изготовили большой световой орган, и в Нью-Йорке в Карнеги-холле поэму «Прометей» исполнили так, как задумывал композитор.

Невидимая, но очень важная: хранители трех московских музеев — о своей работе

«Свет — цель искусства Скрябина. Его недаром называют композитором света, Прометеем ХХ столетия. И свет в данном случае не метафора или риторическая фигура. Александр Николаевич ощущал внутри свет, был отмечен некой высокой сакральной силой, а друзьям говорил, что чувствует в себе такой свет, такой огонь, что обязательно должен принести его людям. “Прометей” — наглядное воплощение этой идеи», — говорит Арег Мехакян.

Согласно древней легенде, брамин Сисса изобрел шахматы для индийского короля в образовательно-просветительских целях. Скрябин же мечтал познакомиться с индийскими мудрецами-браминами, чтобы приобщиться к их знаниям. Именно изучение стратегий шахматной игры стало одним из способов познания композитором древнеиндийских традиций мудрости и просвещения.