В Госдуму до конца года внесут законопроект о профилактике травли в школе, сообщил накануне думский комитет по молодежной политике. Сейчас документ находится на согласовании у федеральных органов власти. Для зачинщиков травли будут предусмотрены меры ответственности. Они также должны будут пройти исправительные курсы, причем вместе с родителями.
Радиостанция Business FM спросила у школьных учителей, насколько эффективна предложенная мера? И не превратится ли это в формальный отчет?
Учитель младших классов в средней школе, классный руководитель Валентина:
«Ситуация двоякая. В современном мире буллингом можно назвать все, что угодно, и доказать, что это буллинг, порой сложновато. Дети порой сильно преувеличивают или, наоборот, замалчивают такие ситуации. Вот и получается, что в какой-то ситуации могут пострадать не только те, кого якобы буллят, но и те, которые просто были, так или иначе, замешаны в этом, но не участвовали, просто мимо проходили. Если эта ситуация выйдет дальше, чем школа, будут наказания невиновных детей, людей, родителей, и, мне кажется, что это немного опасно. Но с другой стороны, если это по-настоящему, действительно буллинг, и эта ситуация разбирается только на уровне школы, тогда получается, что действительно виноватые не будут наказаны заслуженно. В общем, ситуация, по моему мнению, очень неоднозначная. Ситуацию разрешить на уровне школы в принципе возможно, если подключаются социальная службы, психологическая служба, если подключаются родители, и родители адекватно воспринимают эту информацию и действительно готовы помочь, а не вредить или угрожать обратной стороне. Жесткой травли в нашей школе я не наблюдала».
Учитель русского языка и права, член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий:
«Понятное дело, что этим придется заниматься классному руководителю, это еще одна дополнительная нагрузка, разумеется, неоплачиваемая. Второй момент — отслеживание буллинга. Ну да, конечно, это надо отслеживать. Ситуация, когда буллинг есть, связана не только с самими детьми, но и с общей обстановкой в школе, в том числе и взаимоотношением учителей, родителей. Каким образом это будет отслеживаться в данном мониторинге, непонятно. Совсем не ясно, во всех ли случаях необходимо обязательно поднимать вопрос о буллинге, выносить это за пределы школы. В каких-то случаях это может быть правда, в каких-то случаях
—
неправда. Я думаю, что это не приведет к уменьшению или увеличению роста самого явления, а приведет к тому, что на школе будет очередной бесполезный отчет. Большинство будут формально исполнять, сообщая о том, что у нас таких явлений нет. Это все серьезный педагогический и психологический вопрос, и решать его можно прежде всего финансированием хороших психологических служб в школах, финансированием социальных педагогов в школах, разгрузкой учителей. А вместо этого предлагается писать очередной отчет».
Учитель старших классов в средней школе, классный руководитель Наталья:
«Мера, скорее всего, необходимая. Действительно, сейчас иногда происходит травля детей, которая чаще всего замалчивается. Потом, когда это выходит наружу, то случаются большие неприятности. Но часто обвинения в травле необоснованные. То есть, допустим, сами родители считают, что ребенка травят, а ничего такого нет. Здесь палка о двух концах. Недавно у меня девочка оговорила своих одноклассников. Было разбирательство вплоть до полиции, выяснилось, что ничего не было. Если учитель профессионал, то он сам увидит, что в классе существует какой-то буллинг или травля человека, это любой учитель может понять и заметить. Если он не замечает, ему в школе делать нечего. Но опять же, если органы полиции будут привлекаться, то это неплохо, потому что ребята чувствуют полную безнаказанность за то, что они выбирают слабого и начинают его всячески унижать, оскорблять и так далее. Здесь должна полиция работать вместе со школой, потому что полиция, что она знает со слов, а учителя-то знают все. А потом уже, если действительно факт травли подтверждается, то таких детей, я считаю, надо наказывать. Но чаще всего получается, что мы сами разбираемся с этой ситуацией. Но когда уже совсем что-то плохо, тогда, конечно, полиция привлекается, а так школа сама справляется».
Помимо травли в школе, в законопроект ввели новые меры борьбы с травлей в интернете, которую принято называть кибербуллингом. Документ обяжет соцсети выявлять соответствующий контент и блокировать его, а также блокировать страницы организаторов систематической травли в интернете.