Войти в почту

Власти Франции хотят помешать Марин Ле Пен участвовать в выборах президента

Во французской столице стартовал судебный процесс над Марин Ле Пен и 24 членами ее партии "Национальное объединение", который ставит под вопрос участие харизматичной блондинки в президентских выборах, намеченных на 2027 год. Какие обвинения выдвигают против лидера самой популярной партии Франции, за которую на минувших парламентских выборах проголосовали 11 миллионов французов? В нецелевом использовании средств, когда она и ее однопартийцы с 2004 по 2017 год были депутатами Европарламента. Дескать, получали деньги из фондов Евросоюза, а затем передавали их своим помощникам. А те, в свою очередь, работали только на свою партию, которая в те годы называлась "Национальным фронтом".

Власти Франции хотят помешать Марин Ле Пен участвовать в выборах президента
© Российская Газета

Инициатором обвинений против Марин Ле Пен стал в 2015 году тогдашний глава Европарламента Мартин Шульц, который, как, впрочем, и вся тамошняя верхушка, люто ненавидел француженку за острую и часто нелицеприятную критику. С его подачи было задействовано Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF), собравшее по этому делу множество компромата. Сначала его вбросили в общественное пространство, а затем передали французской прокуратуре. Была создана следственная группа, которая рьяно взялась за дело. Первоначально речь шла о расследовании о "злоупотреблении доверием", к которому в дальнейшем добавились подозрения по поводу "мошенничества в составе организованной группы". Затем все это было переквалифицировано в обвинение в создании некой "системы" с целью отмывания денег на сумму в 6,8 миллиона евро. Центральной фигурой на предстоящем процессе стала Марин Ле Пен, трижды выдвигавшаяся на пост главы Пятой Республики. И, как подтверждает целый ряд опросов общественного мнения, наиболее реальный претендент на Елисейский дворец на выборах, которые пройдут через два с половиной года.

Несмотря на обвинения, Марин Ле Пен хранит олимпийское спокойствие

Суд должен продлиться до конца ноября. Если Ле Пен признают виновной, ей может грозить тюремное заключение сроком до 10 лет, штраф в миллион евро, а также лишение права баллотироваться на выборные должности на срок от пяти до 10 лет. Понятно, что при таком раскладе она не сможет принять участие в предстоящей президентской гонке. Гипотетически такая вероятность существует, но это не означает, что подобный сценарий противникам Ле Пен удастся реализовать. У Марин Ле Пен настоящий бойцовский характер, и она готова вступить в бой, имея на руках веские контраргументы. Некоторые, хотя далеко не все, просочились в местные СМИ. Взять хотя бы озвученное адвокатом Александром Варо положение о том, что ассистенты депутатов Европарламента не являются служащими этой структуры, они - политические советники самих депутатов. А те вправе самостоятельно давать им любые поручения, покрывая их расходы из собственных средств. Это уже не говоря о том, что вся история в отношении 6,8 миллиона евро касается исключительно фондов Евросоюза. Поэтому и рассматриваться она изначально должна на уровне ЕС, а не Франции. Более того, есть прецедент, которым наверняка воспользуется защита Марин Ле Пен. Дело в том, что год назад по аналогичным обвинениям на скамье подсудимых оказался лидер центристской партии "Демократическое движение" Франсуа Байру. Его люди в Европарламенте также были замечены в нецелевом использовании депутатских средств. Так вот политик был оправдан, некоторым "центристам" определили небольшие сроки, которые после трансформировались в условные. Правда, в том случае сумма ущерба была гораздо ниже.

Предположим, что Марин Ле Пен все-таки осудят. Но и в этом случае у нее останутся реальные шансы переломить негативный сценарий. Во-первых, она может подать в апелляцию на вердикт, суд по которой состоится не раньше 2026 года. Есть также вариант обращения в кассационный суд. А это уже начало решающего 2027-го. Хотя риск оказаться вне игры существует, сама Марин Ле Пен хранит олимпийское спокойствие. Не так давно она заявила: "Я не тревожусь. Ведь мы ни в чем не виновны и на протяжении предстоящих долгих недель докажем судьям, что это именно так".