Австрия выбрала «Свободу», но свобода в Австрии не в цене

Крайне правая Партия Свободы (АПС) одержала победу на выборах в Национальный Совет (парламент) Австрии, состоявшихся 29 сентября. В ходе избирательной кампании эта партия обещала добиваться ужесточения миграционной политики в стране и отмены антироссийских санкций, негативно влияющих на экономику страны.

Австрия выбрала «Свободу», но свобода в Австрии не в цене
© Свободная пресса

АПС набрала 28,8% голосов, на втором месте Австрийская народная партия (АНП) с 26,3% голосов, третья позиция у социал-демократической партии с 21,1%.

Поражение правящей партии уже признал канцлер Карл Нехаммер (его АНП заняла второе место), назвавший избирательную кампанию «гонкой на выбывание», в ходе которой его партия «не заняла первое место». «Было заметное движение, и сейчас наша задача – разобраться, почему радикально настроенные люди получают больше голосов, чем мы», – сказал он.

Лидер партии-победительницы Герберт Кикль выразил убеждение, что «избиратель занял твердую позицию и сказал, что в стране не должно продолжаться то, что было».

Впрочем, далеко не факт, что Партия свободы сумеет обратить свой успех в реальное политическое достижение. Австрийские СМИ уже предрекают большие сложности с формированием будущего правительства. Тот же Нехаммер заявил, что не собирается вступать в коалицию с победителями и вообще сотрудничать крайне правыми.

Стоит напомнить, что в Национальном совете, работавшем до 2019 года, АНП и ПС составляли коалицию, но позднее она развалилась из-за «Ибицагейта», скандальной видеозаписи на Ибице. На видео лидер Партии свободы и вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе якобы выразил готовность помочь российским бизнесменам в приобретении одной из газет и получении правительственных контрактов. После этого Штрахе покинул свой пост и были проведены досрочные выборы.

После оглашения предварительных результатов выборов в Вене вспыхнули массовые протесты. Как сообщал телеканал ORF, участники выступлений прошлись по улицам города и выкрикивали лозунги типа «вся Вена ненавидит АПС».

Президент Австрии Александер Ван дер Беллен сообщил, что на следующей неделе нынешнее правительство уйдет в отставку. По его словам, для формирования нового кабинета потребуется создание коалиции.

Политолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский считает, что победа на выборах не позволит АПС сформировать собственное правительство и даже войти в него.

– Ситуация напоминает недавний успех «Альтернативы для Германии» в некоторых землях ФРГ, когда партия-победительница не была допущена к формированию правительства, поскольку проигравшие партии объединялись в коалицию, и у них получалось суммарное большинство. Ничего удивительного в этом нет.

Хотя АПС или ту же «Альтернативу для Германии» называют ультраправыми, но они просто выступают за более справедливое решение многих вопросов, скажем, миграционного, чем те, кто находится на противоположном фланге. Ничего такого радикального в их программных установках нет. Но этот жупел радикализма противники правых партий используют и раздувают довольно активно.

«СП»: Будут ли партии, которые войдут в правительственную коалицию, учитывать мнение избирателей, поддерживающих идеи и программные пункты АПС? Нельзя же столь настойчиво игнорировать мнение этой части населения.

– К сожалению, это особенность современной демократии, когда политики, чьи идеи не вызывают большого отклика в обществе, могут находиться у власти. Посмотрите на рейтинги Макрона во Франции или Шольца в Германии.

Хотя, учитывая, что правые партии часто выдвигают на передний план самые больные темы, скажем, в области миграции, – эти вопросы в своей работе будущие участники коалиции могут учесть.

«СП»: Надо полагать, австрийско-российские отношения тоже не претерпят изменений?

– Все останется примерно на том же уровне. Более того, даже если бы АПС вошла в правительственную коалицию, это мало бы что изменило. Посмотрите на Италию, где сформировано правое правительство. Антироссийская направленность политики этой страны осталась прежней.

Или на Венгрию, с которой у нас неплохие отношения, где у власти премьер Виктор Орбан, высказывающийся о необходимости изменения антироссийской политики ЕС. Однако Венгрия голосует за все санкционные пакеты в отношении нашей страны и поддерживает главные инициативы ЕС и НАТО в украинском конфликте.

Политолог, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев убежден, что итоги выборов в Австрии вполне вписываются в общеевропейскую тенденцию.

– Мало того – именно Австрия эту тенденцию в свое время задала, когда в 1999 году Партия свободы первый раз получила на выборах 27 процентов голосов. Нетрудно заметить, что сейчас правые евроскептики везде набирают голоса на недовольстве миграцией и, правда, в меньшей степени, на желании прекратить противостояние с Россией.

«СП»: Пресса пишет о грядущих трудностях формирования правительства Австрии – нужно будет создавать коалицию, с которой не все ясно.

– Все остальные партии уже заявили, что в альянс с Партией свободы вступать не намерены. Вариант один – у власти окажется большая коалиция Народной партии и социал-демократов. Мест в парламенте у них на двоих для её создания хватает. Видимо, Нехаммер останется канцлером, главой МИД будет социал-демократ.

«СП»: Подтолкнет ли такой результат к улучшению отношений с Россией? Ведь Партия свободы выступала за ужесточение миграционного законодательства и отмену антироссийских санкций. Можно ли ожидать каких-то шагов в этом направлении от будущего правительства?

– Мнение избирателей Партии свободы учтут по миграционной теме. Австрия уже пошла по пути закручивания миграционных гаек, в том числе и на уровне ЕС. А вот на уступки по поводу России не пойдут ни за что. Грубо говоря, русофобия важнее мультикультурализма. Что в Австрии, что на уровне ЕС.

«СП»: Повлияют ли результаты выборов в Австрии на политический ландшафт ЕС? Насколько к результатам выборов присматриваются в других странах?

– Уже влияют. Выборы в Австрии хорошо в общий ландшафт встроились. Под влиянием Австрии ЕС ужесточает миграционную политику, идя навстречу пожеланиям австрийских избирателей. А ещё французских, голландских, шведских и датских, где этот крен просматривается всё сильнее.