Выборы в Бразилии ставят под вопрос переизбрание президента Лулы да Силва
В воскресенье в Бразилии прошли муниципальные выборы, которые вряд ли можно назвать успешными для нынешних федеральных властей. Укрепление "правых" и "центристов", в первую очередь, в крупнейших городах страны, создает значительные трудности для президента Лулы в ближайшей и среднесрочной перспективе.
И хотя многие бразильские города ждет второй тур голосования, уже сейчас можно констатировать, что перспективы президентской Партии Трудящихся (ПТ) никак нельзя назвать радужными. Вторая по численности политическая сила в парламенте ПТ в ходе муниципальной гонки занимает лишь девятое место в общем зачете.
К муниципальным выборам в Бразилии традиционно приковано огромное внимание внутри страны. Ведь здесь не только решается, кто будет заниматься насущными проблемами населения. Именно сейчас создается политическая основа, которая окажет непосредственное влияние на президентские и парламентские выборы в 2026 году.
Прогнозировать, сможет ли президент Лула да Силва переизбраться на очередной срок через два года, по итогам муниципальных выборов бессмысленно, ведь за это время может много что измениться. Однако уже сегодня уверенно можно сказать, что если победить ему все же удастся, его ждет сложная кропотливая работа с парламентом, который вряд ли будет настроен благожелательно к законодательным инициативам "левого" правительства.
Национальный конгресс в политической жизни Бразилии играет важнейшую роль, ведь именно от него зависит, куда и как будут выделяться бюджетные средства. А вот состав будущего парламента во многом определяется в ходе муниципальных выборов. Депутаты здесь избираются по округам, поэтому перспективы каждого конкретного кандидата во многом зависят от властей на местах.
Отношения между главой районного центра и федеральным депутатом, не кривя душой, можно назвать самыми прочными личными отношениями в стране, потому что основаны они на полной взаимозависимости: парламентарий лоббирует выделение для своего избирательного округа бюджетных средств на строительство социальных и инфраструктурных объектов, а мэр, чье переизбрание в том числе зависит от бюджетных вливаний в период его мандата, выступает с поддержкой своего однопартийца в ходе парламентских выборов. Рассказывают даже, что некоторые депутаты бросают все свои дела, когда им звонит глава муниципального объединения, от которого он избирался.
Президент Лула, будучи уже умудренным опытом политиком, прекрасно понимает все особенности бразильской политической системы и умеет ловко использовать их в своих интересах. Если с "правой" оппозицией диалог практически невозможен по идейным мотивам, то с "центристами" бразильский лидер научился договариваться за долгие годы пребывания Партии Трудящихся у власти.
Для создания необходимого большинства в Национальном конгрессе с целью продвижения нужных правительству законопроектов в Бразилии активно используется два направления работы с политическими партиями, которые условно можно назвать стратегическим и тактическим.
Стратегическая линия зачастую основывается на выделении министерских портфелей представителем той политической силы, которая нужна для формирования постоянного проправительственного большинства в парламенте. Кстати, очередная министерская реформа, которая скорее всего будет предусматривать создание новых ведомств, запланирована в стране на начало следующего года.
Тактическое направление, именуемое местными СМИ и оппозицией "подкупом голосов", предусматривает продвижение необходимых правительству законопроектов совместно с поправками к бюджету страны. Работает это приблизительно так: за голос депутата в пользу правительственного билля в бюджет вносится поправка, согласно которой на возведение, например, моста в избирательном округе этого парламентария выделяются необходимые средства. При этом обычно эти траты уже запланированы в главном финансовом документе страны, но для выделения денег требуется отдельное одобрение парламента.