Лидеры крайне правых и крайне левых партий ФРГ сошлись в теледебатах
Теледебаты между председателем "Альтернативы для Германии" (АдГ) Алис Вайдель и левым политиком Сарой Вагенкнехт стали в ФРГ чуть ли не главным политическим событием недели. Лидеры двух крайне оппозиционных партий - Вагенкнехт возглавляет собственную партию "Союз Сары Вагенкнехт" (ССВ) - впервые встретились в таком формате и, несмотря на принадлежность к разным краям политического спектра, обнаружили довольно много точек соприкосновения. Хотя перед началом дебатов оба политика намеревались, скорее, подчеркнуть различия политических позиций своих партий.
Главное, пожалуй, в чем Вайдель и Вагенкнехт полностью сошлись - это отношение к России и украинскому конфликту. "Украина не выиграет, поэтому нужно договариваться", - констатировала лидер ССВ. "Это с самого начала было позицией АдГ", - заявила в ответ Вайдель.
И хотя слова лидера АдГ прозвучали как вызов, издание Der Freitag отмечает, что они были, скорее, попыткой показать близость. Оба политика уверены, что украинский конфликт возник не на пустом месте, а имел долгую предысторию, связанную с расширением НАТО на восток. "Россия не хотела видеть американские войска на своей границе", - говорила Вагенкнехт. "США и Россия должны сесть за стол переговоров", - отвечала Вайдель, отмечая, что Киев - не более, чем американский "прокси".
Впрочем, к единому мнению о том, с кем лучше договариваться в Вашингтоне, они прийти не смогли. Вайдель на предстоящих американских выборах без всяких сомнений отдала предпочтение Дональду Трампу: "Он иногда очень резок в высказываниях, но зато никогда не начинал войн". Вагенкнехт отчасти согласилась, указав, что Камала Харисс будет проводить "политику войны", но и Трамп с его непредсказуемостью, с точки зрения лидера ССВ, не лучший кандидат.
Разошлись лидеры немецкой крайней оппозиции и в оценках ближневосточного конфликта. Вайдель так же однозначно, как и в своих симпатиях к американскому кандидату-республиканцу, встала на сторону Израиля, считая его жертвой, реализующей свое право на самооборону. Но с точки зрения Вагенкнехт ситуация на Ближнем Востоке не столь проста, и она напомнила, что даже многие израильтяне не поддерживают политику своего правительства.
Оба политика признают проблему миграции, но решать предлагают ее по-разному. Вагенкнехт, по ее собственному выражению, "тошнит" от радикальных предложений некоторых представителей АдГ выслать из Германии всех мигрантов без разбора. "Я считаю это бесчеловечным", - говорила она. Вайдель же уверена, что даже беженцы из охваченных войной регионов мира рано или поздно должны вернуться домой.
Впрочем, несмотря на разногласия и острый тон самих дебатов, позиции лидеров двух партий не выглядели непримиримо. В конце Вагенкнехт даже признала Вайдель не столь уж крайне правой, оценив ее политическую "правость" всего на шесть из десяти. Однако ни о каком союзе между двумя партиями речи пока не идет. Лидер ССВ считает, что сама Вайдель близка в своих взглядах к первоначальной АдГ, когда партия делала упор прежде всего на экономические вопросы и критику евроинтеграции. Но сейчас в "Альтернативе" появилось действительно много крайне правых политиков - в частности, лидер тюрингского партийного отделения Бьорн Хёке, и вот они-то и являются, по мнению Вагенкнехт, главным препятствием для сотрудничества. "Я не хочу, чтобы кто-то вроде Хёке получил власть в нашей стране", - сказала она.