Сибирь замораживает майнинг, Кавказу тоже стоит задуматься

Дешевле всего потреблять значительные объемы электроэнергии для майнинга в Иркутской и Тюменской областях, Хакасии и Дагестане, а дороже всего – в Крыму, Калмыкии и Тыве, подсчитали эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). В связи с этим на некоторые регионы распространятся ограничения, связанные с добычей криптовалют.

Сибирь замораживает майнинг, Кавказу тоже стоит задуматься
© Свободная пресса

Правкомиссия по развитию электроэнергетики 19 ноября одобрила запрет майнинга в осенне-зимний отопительный период до 2031 года в Иркутской области и отдельных частях Бурятии и Забайкальского края. Также ограничения могут ввести на территориях республик Северо-Кавказского ФО, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

«СП» уточнил у специалистов, есть ли необходимость в ограничении майнинга в дефицитных с точки зрения электроэнергетики регионах.

– Да, такой запрет в дефицитных регионах необходим. Майнинг потребляет большое количество энергии и ее не хватает для производств и домовых хозяйств. Добыча криптовалюты в отличии от крупных производств более мобильна и легко переносится в нужные регионы, – подчеркнул эксперт по компьютерным системам Арсений Кульбицкий.

«СП»: Может ли запрет на майнинг в ряде регионов способствовать перетоку «белых» майнеров в другие субъекты России? Есть ли риск их ухода в «серый» майнинг?

– Конечно, «белый» майнинг и так ищет лучшие для себя условия, оборудовать ангар и перевезти туда асики (ASIC, специализированная интегральная схема – «СП») – не сложно. «Белый» майнинг в «серый» переходить не будет, ему это не надо. Те, кто добывают в «серую», а это, как правило, мелкие и «балконные» майнеры, так и останутся «серыми» и, естественно, никуда переезжать не будут. Хотя если это будет выгодней, то они могут воспользоваться услугами майнинг-отелей.

«СП»: Может ли запрет майнинга в ряде регионов привести к прекращению деятельности части майнеров?

– Майнеры очень адаптивны, они легко меняют не только регионы, но и страны, поэтому говорить о прекращении деятельности не приходится.

«СП»: С 1 января 2025 года поменяются диапазоны энергопотребления. Граница энергопотребления по двум диапазонам позволит майнерам содержать около трех постоянно действующих майнинговых машин без оформления ИП и включения в реестр майнеров. Как это повлияет на отрасль?

– Если у майнера много устройств, к примеру больше 10, то он и ИП может открыть, а если меньше, то будут разносить по друзьям и родственникам, чтобы не перейти в следующую категорию.

Также это стимулирует к переходу на более современные устройства, которые при таком же потреблении дают больший хешрейт (скорость решения математических задач и создания новых блоков в блокчейне – «СП») и, соответственно, большую прибыль.

Так что сокращения не будет, а когда взаимодействие с государством станет понятным и прозрачным, то, наоборот, еще и рост увидим. Особенно если курс биткойна будет продолжать расти. К слову, 23 ноября эта криптовалюта уже достигла рекордных $98,75 тыс.

Дискуссию о воздействии майнинга продолжил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

– Майнинг – это та нагрузка, которая в энергосистеме никогда не присутствовала. В отличие от завода и даже от центра обработки данных (ЦОД), которые являются плановыми потребителями с понятным графиком нагрузки, майнинг весьма непредсказуем. К примеру, если бы биткоин сейчас стоил $10 тыс., то он бы не развивался, и майнерских мощностей стало бы значительно меньше. А если бы биткоин стоил $1 млн, то он развивался бы по всей России.

Майнеры – весьма крупный потребитель. В Иркутской области действует половина майнинга страны (общий объем их потребления в регионе составляет 1100 МВт), так как там самая дешевая стоимость электроэнергии, которая для них является самой затратной частью.

Раньше в регионе рост энергопотребления был 1,5-2% в год, но после появления майнинга оно стало увеличиваться значительно быстрее. При этом мощности под это не строили, а сети не развивали. В результате мы пришли к тому, что к текущей зиме оставлять майнинг без контроля нельзя.

В противном случае мы можем лишить энергоснабжения ту же Иркутскую область, которая уже дефицитная с точки зрения электроэнергетики, что опасно для населения в условиях низких температур зимой. Также власти стали запрещать майнить в соседних регионах, потому что они взаимосвязаны с точки зрения сетей.

«СП»: В каких еще регионах могут ввести ограничения для майнеров?

– Зимой в Сибири самые большие нагрузки на электросети, как и летом в южных регионах европейской части России. Думаю, к временным запретам на майнинг будет присоединена Хакасия, я бы туда добавил и Красноярский край.

Вся Восточная и Центральная Сибирь в принципе должна быть под ограничением, пока нет соответствующей возможности у энергетиков. Или надо создавать другие предсказуемые правила игры.

В южных субъектах, в том числе в новых регионах и на Кавказе, ситуация с энергосистемой сложная в любой момент года – зимой и летом. Поэтому любая новая нагрузка, которая появляется там и при этом не была рассчитана, может приводить к серьезным аварийным ситуациям. В южные регионы вкладывались миллиарды рублей ради повышения надежности энергоснабжения, это делалось не для майнеров, а для жителей. Появятся новые мощности и сети, то тогда ограничения отменят. Запрет могут снять в любой момент, когда поменяется ситуация.