Германия предпочтет ядерную войну - но не Сару Вагенкнехт
Почти четверть немецких избирателей приветствовала бы после проведения досрочных выборов создание коалиции блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) и правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Такие данные следуют из результатов опроса института INSA.
Сообщается, что 29% его участников отдали бы предпочтение большой коалиции между ХДС/ХСС и правящей партией социал-демократов СДПГ, 24% респондентов хотели бы видеть у власти коалицию блока ХДС/ХСС с АдГ. 13% избирателей назвали предпочтительным альянс между ХДС/ХСС и свободными демократами (СвДП) или «Зелеными».
«Альтернатива для Германии» в последние годы набирает все больше популярности, но остается в политическом истеблишменте «нерукопожатой», и едва ли кто-то согласится на коалицию с ней, как и с партией Сары Вагенкнехт, хотя на региональном уровне такие случаи были. Но на уровне федеральном такой сценарий пока выглядит фантастическим.
Кто тогда в итоге сформирует коалицию и с кем? Сказать, конечно, невозможно, тем более, что итоги досрочных выборов пока не предрешены.
До недавнего времени победа ХДС считалась вопросом решенным. Но «ракетный кейс», может подкосить позиции главы партии Фридриха Мерца, как когда-то невнятная реакция на «наводнение века» подкосила позиции его предшественника Армина Лашета. ХДС уже отказался голосовать за резолюцию о выделении Украине «Таурусов», Мерц молчит в тряпочку, но не поздно ли? Есть ли шансы на этом фоне набрать очки у СДПГ на имидже «миротворца»?
Ее лидер и пока еще действующий федеральный канцлер Олаф Шольц может поставить выбор так: мы – или ядерная война, в которую нас затаскивают другие партии…
– Немецкое общество расколото. Уровень недовольства растет, но и пропаганда работает, поэтому уровень поддержки протестных партий недостаточен, чтобы они смогли сформировать правительство, – убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: А системные партии способны сформировать правительство?
– ХДС и СДПГ в принципе имеют сходный уровень поддержки, поэтому исход выборов не предрешён и может зависеть от любых флуктуаций.
«СП»: Но на коалицию с АдГ никто не согласится?
– Политика ведущих партий – не допускать АдГ во власть, делать из них партию-изгоя. Поэтому крайне маловероятно, что их допустят в коалицию и сейчас.
«СП»: А с Сарой Вагенкнехт? На региональном уровне это уже происходит…
– Вагенкнехт та же история, что и с АдГ. Она несистемная, и на федеральном уровне ее не будут пускать в правительство.
«СП»: Что ждать России от этих выборов? Если Шольц – ракеты не поставят, или его дожмут? А Мерц в случае победы решится «ответить за базар», понимая, что большинство избирателей против поставок ракет? Стоит ли начинать каденцию с шагов, которые не одобряет страна?
– Сама по себе поставка ракет вряд ли что-то принципиально изменит, здесь в большей степени работает медиа-эффект. Многое также будет зависеть от действий Трампа после вступления в должность – Берлин так или иначе будет оглядываться на Вашингтон.
«СП»: А насколько победившие партии, даже при нежелании формировать коалицию с радикалами, будут вынуждены перенимать их риторику, чтобы хоть как-то удовлетворить избирателей? Пойдет ли дальше риторики, готовы ли они реально что-то менять, чтобы отобрать повестку у радикалов?
– Это уже происходит по всей Европе. В основном это будет касаться вопросов миграции. Поэтому, вероятнее всего, старые партии будут пытаться совместить социальный популизм с сохранением антироссийского курса.
– В принципе, в истории парламентских кампаний в ФРГ были примеры, когда за время предвыборной кампании позиции вероятного фаворита ослабевали, а партия, которая на старте гонки была не в лучшей форме, догоняла лидера, – напоминает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
– Например, в ходе парламентских выборов 2005 года та же СДПГ на старте заметно отставала от ХДС/ХСС. Но в итоге, благодаря активной кампании, которую провел тогда федеральный канцлер-социал-демократ Герхард Шредер, его партия лишь примерно на 1% отстала от лидеров. Но Олаф Шольц явно не обладает лидерскими качествами Шредера. Поэтому сюрпризы возможны, но ХДС/ХСС нужно допустить очень серьезные ошибки, чтобы потерять лидерство в ходе нынешней кампании.
При этом, хотя тот же Шольц заявлял не так давно, что ситуация вокруг Украины станет одной из значимых тем предвыборной кампании, все же не будем забывать, что более важными вопросами останутся экономика и проблемы миграции. Поэтому колебания лидеров ХДС или СДПГ по «украинскому вопросу» могут вести к колебаниям их рейтингов, но перевернуть ход кампании могут вряд ли.
«СП»: Немцы уже не хотят голосовать за ничего не делающих «старых» политиков, но привести к власти АдГ, Сару Вагенкнехт и «Левых» пока не готовы. Готовы терпеть дальше?
– Это распространенная ситуация, когда многие избиратели опасаются голосовать за партии с более жесткой платформой. В этом смысле у центристских «народных партий», как традиционно именуют в Германии блок ХДС/ХСС, а также СДПГ, имеется больше пространства для маневра. Они вполне могут перехватывать лозунги и часть электората более радикальных сил. Как руководство той же ХДС сейчас, сдвинувшись вправо по сравнению с временами Ангелы Меркель, стремится перехватить антимиграционную повестку.
«СП»: Коалиции кого-либо с АдГ возможны в принципе? Или никто на это не пойдет?
– Другие парламентские партии в коалицию с АдГ, конечно, не вступят. В этом смысле, даже неплохо выступив на выборах в бундестаг, эта партия останется в изоляции.
«СП»: Какие в итоге коалиции все же, по-вашему, наиболее вероятны?
– Пока довольно высока вероятность «большой коалиции», где младшим партнером ХДС/ХСС стала бы СДПГ. Можно вспомнить, что из четырех правительств Ангелы Меркель три были сформированы именно по такому сценарию. При этом стоит учитывать, что для той же СДПГ «большая коалиция», давая шанс остаться во власти, будет таить и подводные камни.
Как показывает опыт, в таком случае министры от социал-демократов, вошедшие в правительство, будут делить ответственность за непопулярные решения правительства с ХДС/ХСС. То есть, социал-демократам в этом случае будет сложнее работать с оппозиционной повесткой.
«СП»: Что ждать России от этих выборов? Как нам вести себя с новыми властями и изменится что-либо в наших отношениях?
– Не секрет, что предвыборная риторика политиков и их реальные шаги после прихода к власти могут серьезно расходиться. Тут больше будет зависеть даже не от состава будущего правительства ФРГ, а от общей ситуации между Россией и западными игроками на фоне украинского кризиса.
В случае хотя бы частичной разрядки и снижения интенсивности украинского кризиса и с правительством ХДС/ХСС у Москвы со временем могла бы наступить оттепель. Но пока об этом говорить, конечно, рано.