"Альтернатива для Германии" заявила претензии на кресло канцлера

Немецкая партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) впервые за свою двенадцатилетнюю историю выдвинула собственного кандидата в канцлеры. Им стала сопредседатель АдГ Алис Вайдель. До этого партия не предъявляла претензий на то, чтобы возглавить правительство, и участвовала в выборах в бундестаг с обычным "ведущим кандидатом".

"Альтернатива для Германии" заявила претензии на кресло канцлера
© Российская Газета

"По данным соцопросов, мы являемся второй по величине политической силой в стране, из чего мы совершенно ясно выводим мандат на формирование правительства", - сказала Вайдель на пресс-конференции после своего выдвижения. Текущие прогнозы дают АдГ на предстоящих выборах в бундестаг результат в 18-19 процентов, и партия уступает только консервативному блоку ХДС/ХСС, набирающему 32-33 процента. "Зеленые" с Робертом Хабеком и СДПГ с Олафом Шольцем значительно от нас отстают", - отметила кандидат от "Альтернативы".

Еще не так давно своих кандидатов в канцлеры в Германии выдвигали только Социал-демократическая партия (СДПГ) и блок ХДС/ХСС. Они считались "народными" партиями, получали на выборах самые высокие результаты и попеременно формировали правительство, назначая своего канцлера. Все остальные партии, именовавшиеся "малыми", на руководство правительством не претендовали и шли на выборы просто с "ведущими кандидатами". Формального значения такое различие в наименовании кандидатов не имеет, оно всегда носило символический характер, показывая, прежде всего, уровень амбиций партии и ее собственную оценку своих шансов на победу.

Но в последнее время партийный ландшафт в стране меняется, а вместе с ним стали меняться и устоявшиеся традиции. На прошлых выборах в 2021 году своего кандидата в канцлеры впервые выдвинули "Зеленые". В начале той избирательной кампании они уверенно держали в рейтингах второе после ХДС/ХСС место, а в какие-то моменты выходили даже на первое. И если бы не ошибки их кандидата, Анналены Бербок, "Зеленые", в принципе, могли бы возглавить правительство, но в итоге пришли к финишу предвыборной гонки третьими.

В этот раз в немецких парламентских выборах будут участвовать сразу четыре кандидата в канцлеры: помимо Вайдель, это Фридрих Мерц от ХДС/ХСС, Шольц от СДПГ и Хабек от "Зеленых". Хотя последний именуется в партийных документах несколько расплывчато - как "кандидат от народа, достойный стать канцлером". Поддержка "Зеленых" за время их нахождения у власти сильно упала, и шансов на победу у них нет, но признавать реальность и выдвигать обычного "ведущего кандидата" партия, видимо, не желает, поэтому и была найдена такая компромиссная формулировка.

Впрочем, шансы Вайдель и Шольца тоже не слишком велики, хотя и по разным причинам. Рейтинг СДПГ составляет сейчас 15-16 процентов, что само по себе, правда, не означает неминуемого поражения. В прошлом социал-демократам не раз удавалось в ходе избирательной кампании наверстывать такое отставание и даже побеждать. Однако на этот раз чуда, похоже, не будет: Шольц и его правительство были самыми непопулярными в истории послевоенной ФРГ, и немецких избирателей вряд ли удастся убедить дать кандидату от СДПГ возможность править еще четыре года.

"Альтернатива" же, набрав по итогам голосования даже свои текущие 18-19 процентов поддержки, могла бы получить кресло канцлера, но только чисто теоретически. В Германии для того, чтобы возглавить правительство, партии не обязательно занимать первое место на выборах - достаточно объединить вокруг себя парламентское большинство. Но на любое сотрудничество с АдГ у остальных партий наложен строгий запрет, и поэтому найти партнеров для формирования коалиции "Альтернатива" просто не сможет. Как этот запрет работает, наглядно продемонстрировали недавние выборы в восточногерманских землях.

В Тюрингии АдГ победила с результатом в 34 процента, однако правящую коалицию там сформировали ХДС, СДПГ и партия Сары Вагенкнехт, хотя такой союз по немецким политическим меркам абсолютно противоестественен из-за сильных расхождений трех партий в позициях. Похожим образом события развивались в Саксонии и Бранденбурге, где "Альтернатива" заняла вторые места с минимальным отставанием от лидеров, однако предложений участвовать в формировании правительства не получила.

В АдГ вряд ли рассчитывают, что после выборов в бундестаг все будет как-то иначе. Но выдвигая своего кандидата в канцлеры партия подчеркивает, что за ней стоит очень весомая доля избирателей, голоса которых, при других политических обстоятельствах, вполне могли бы трансформироваться во властные полномочия. Введенный же остальными партиями запрет на сотрудничество, как уже не раз отмечали представители "Альтернативы", по сути, означает игнорирование мнения значительной части населения и "проталкивание" в правительство менее популярных партий.