Эксперты призвали партии на выборах в ГД учитывать изменения в обществе
Партиям и законодателям следует обратить внимание на новые социальные группы, которые появились в российском обществе в последние годы. Если политикам удастся включить их в свою электоральную базу, это может повлиять на результаты выборов в Госдуму в 2026 году. К такому выводу пришли эксперты.
22 января в пресс-центре ТАСС политологи представили доклад "Таргетированные законопроекты и новые социальные группы: специфика работы Государственной думы VIII созыва". Авторы доклада считают, что начиная с 2020 года структура общества претерпела существенные изменения - появились новые социальные группы, чьи интересы важно учитывать в законотворческой деятельности. Коронавирус и СВО внесли свои коррективы.
Так, с началом ковида развитие получили такие экономические ниши, как маркетплейсы, сервисы доставки продуктов и дистанционное обучение. Многие медицинские работники были задействованы в "красных зонах", где боролись с коронавирусной инфекцией. В данный момент российские военные обеспечивают безопасность государства в зоне СВО. Очевидно, что во всех этих процессах задействовано большое количество людей, которые образуют новые социальные группы. Как полагают эксперты, важно научиться эффективно взаимодействовать с этими группами, учитывать их интересы и регулировать в законодательстве.
Авторы доклада Дмитрий Еловский и Павел Склянчук считают, что результаты политических партий на предстоящих в 2026 году выборах в Госдуму будут зависеть от их опыта работы с новыми социальными группами, возникшими в обществе в последние годы.
По мнению экспертов, законопроекты должны стать "таргетированными", то есть, направленными на конкретную категорию людей, в том числе на те самые новые социальные категории. "У каждой парламентской партии перед очередными выборами в Госдуму есть возможность нарастить электоральную базу поддержки за счет таргетированных законопроектов", - говорит Павел Склянчук.
Авторы доклада назвали целый перечень новых сообществ, еще не охваченных депутатами. Помимо военнослужащих и врачей, таргетированные законы могут касаться сотрудников пунктов выдачи маркетплейсов, нумерологов, пользователей электросамокатов и других категорий граждан. "Именно законотворчество является наиболее эффективным инструментом, чтобы привлечь внимание новой социальной группы, сформировать с ней устойчивую коммуникацию", - отмечает Дмитрий Еловский.
Авторы доклада изучили 3,2 тысяч инициатив, внесенных в Госдуму с сентября 2021 по декабрь 2024 года. Из 3,2 тысячи законов только 529 (16%) направлены на конкретные категории граждан, остальные 84% решают общегосударственные вопросы, отмечается в докладе. Большинство таргетированных законопроектов направлены на поддержку военных в зоне СВО и их семей. Еще одной приоритетной социальной группой стали семьи с детьми.
"Из данного исследования мы видим явный перекос в сторону воюющей России. Очень многие занимаются теми социальными группами, теми сообществами, которые к ней относятся. Хотелось бы в этом и следующем годах видеть больше работы с Россией глубинной", - отметила председатель комитета по политическим технологиям РАСО Евгения Стулова. Также, по ее словам, мало кто работает с Россией столичной и Россией уехавшей. "А как бы там ни было, не стоит забывать, что эти группы существуют и тоже будут голосовать. Соответственно, забрасывать их или откладывать работу с ними, сейчас уже непозволительно", - полагает эксперт.
Лидером среди партий по количеству принятых таргетированных законов стала "Единая Россия" - 87 инициатив. А "Новые люди" больше других уделяли внимание сложным новым социальным группам, например, релокантам. "Даже с самыми сложными общественными группами нужно разговаривать, их права нужно защищать и регулировать законодательно. Наш принцип - открытость для диалога", - заявила Сардана Авксентьева, зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству ("Новые люди").
"Российское общество становится все более сложным. Классические марксистские модели деления на классы для его описания давно не работают", - отметил политолог, президент РАСО Евгений Минченко. По его мнению, выделение пусть не очень многочисленных, но активных и осознающих свою общность социальных групп - важная задача, особенно в преддверие выборов в Госдуму.