Чужие среди чужих: стоит ли России переживать за "Альтернативу для Германии"
Партия "Альтернатива для Германии" – больше не альтернатива для Германии. Так, во всяком случае, решило германское Федеральное ведомство по защите конституции, признавшее партию правоэкстремистской. Не гарантированный, но возможный следующий шаг – запрет АдГ. Речь, уточним, идет не о какой-то маргинальной партии-карлике, а о политической силе, которая занимает сегодня второе по популярности место в Федеративной Республике, временами выходя на первое. Словом, скандал.

Следует, правда, уточнить, что признание "Альтернативы" экстремистской оспорено ею в суде. На время судебного разбирательства соответствующее решение, предполагающее пристальное наблюдение за деятельностью АдГ со стороны правоохранительных органов и спецслужб, приостановлено. Но принципиально ситуацию это не меняет: вероятность того, что партии удастся избавиться от клейма, не слишком высока.
Скандал вышел далеко за пределы Германии: на решение немецких властей откликнулись многие мировые столицы. Москва – не исключение. "Самую популярную партию ФРГ "Альтернатива для Германии" признали экстремистской, – возмущается, к примеру, спикер Государственной думы Вячеслав Володин. – Европейские государства превращаются в тоталитарные режимы во главе с непопулярными политиками и партиями".
В том же духе высказался и российский МИД устами своей официальной представительницы: "Интересная получается история. Если они запрещают эту партию, что им делать с людьми, с третью населения Германии – тоже запретить, вычеркнуть?.. Ведомство (Федеральное ведомство по защите конституции. – "МК") ставит под вопрос легитимность политического выбора местных избирателей и вообще их права на собственную точку зрения".
И вообще много кто высказался. И никто из представителей российских слуг народа репрессии в отношении немецкой партии не одобрил. Все как один, наоборот, осудили.
Переживания отечественной политэлиты по поводу судеб немецкой демократии можно понять и отчасти даже разделить. Решение защитников немецкой конституции действительно напоминает политическую расправу, торжественную порку, устроенную системой тем, кто идет ей наперекор, угрожает ее разрушить, сломать.
Можно полностью согласиться с пресс-секретарем Президента России, также внесшим свою лепту в хор критических голосов: "Европейский политический ландшафт полон разных рестриктивных мер в отношении тех политических сил и персон, которые не укладываются со своими убеждениями в доминирующий мейнстрим".
Свои среди чужих
И все же присутствует ощущение, что тревога наших чиновников и политиков по поводу АдГ и немецкой демократии связана не только с их твердыми демократическими принципами. Если дело было лишь в принципах, то обеспокоенные взоры были бы обращены не только на Запад, но и на Восток. Как бы ни был суров европейский тоталитаризм, северокорейскому он, объективно говоря, в подметки не годится. Однако о состоянии демократии в КНДР никто в наших верхах, насколько можно судить, не переживает. Ни в малейшей степени.
Стало быть, в основе тревоги, связанной с бедами "Альтернативы для Германии", лежит что-то иное. Что именно – догадаться несложно. АдГ выступает против поставок оружия Украине – какого бы то ни было, – против принятия Украины не только в НАТО, но и в ЕС, и за снятие наложенных на Россию экономических санкций. Вдобавок ко всему партия еще и позиционируют себя как поборница традиционных, консервативных ценностей: против однополых браков, гендерно нейтральных туалетов и тому подобного. В общем, все, как говорится, как мы любим.
"В России... делается ставка на "Альтернативу для Германии, – объясняет известный немецкий политолог с российскими корнями Александр Рар. – Ожидается, что эта партия, придя к власти в Германии, сразу изменит нынешний враждебный курс в отношении России на более кооперативный". Короче говоря, отношение Москвы к АдГ и к ситуации вокруг АдГ в первую очередь определяется государственными интересами.
И тут самое время задаться вопросом: в какой мере деятельность "Альтернативы" и симпатии к ней этим интересам соответствуют? Вопрос сложный, ибо и национальные интересы – категория весьма непростая, неоднородная. Их можно разделить на долговременные и сиюминутные, текущие. Иначе говоря – на стратегические и тактически.
С точки зрения тактики все вроде бы ясно: кому еще симпатизировать в Германии, за кого другого держать кулаки, как ни за них, за "альтернативщиков", за "своих среди чужих? Однако если присмотреться, то даже в тактическом отношении партию сложно отнести к "своим". Возьмем, тот же российско-украинский конфликт. Да, АдГ высказывается против вооружения Украины и за возобновление экономического сотрудничества с Россией. Но это далеко не вся позиция партии по данному вопросу.
В наиболее развернутом и официальном виде она представлена на сайте фракции "Альтернативы для Германии" в Бундестаге. И начинается сей документ так: "Это агрессивная война, которая нарушает международное право и которую мы решительно осуждаем..."
Да и что касается оружейного вопроса, все не так просто. Как следует из не так давно презентованного АдГ плана с пафосным названием "Ответственность Германии за мир в Европе – мирная инициатива с гарантиями безопасности для Украины и России", о немедленном прекращение поставок оружия и военной техники Украине речь не идет.
Вот ключевые пункты "альтернативного" мирного плана: "Немедленное прекращение огня на срок не менее 90 дней... Создание подмандатных территорий ООН в четырех областях: Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской... Постепенный вывод российских вооруженных сил с территории Украины до линии, существовавшей до 24 февраля 2022 года, с постепенным сокращением военной поддержки Украины со стороны государств – членов ЕС, Великобритании и США, а также постепенным снятием санкций с Российской Федерации... Проведение на оккупированных территориях указанных областей новых референдумов под наблюдением и контролем ОБСЕ об их принадлежности к Украине или Российской Федерации после предварительного возвращения беженцев..."
Трудно говорить всерьез и о совместной борьбе за традиционные ценности – против ценностей нетрадиционных. При всей запредельной толерантности немецкого общества открытых, "камингаутнувшихся" представителей ЛГБТ-сообщества (запрещенное в РФ экстремистское движение) среди политиков первой величины раз, два и обчелся. А среди лидеров парламентских партий – вообще раз. Единственный.
И этот единственный раз приходится, вот ведь незадача, на партию, за которую мы больше всего переживаем. Сопредседатель АдГ Алиса Вайдель – лесбиянка, не скрывающая своей сексуальной ориентации. С 2009 года она состоит в отношениях с кинопродюсером Сарой Боссард, швейцаркой шри-ланкийского происхождения. Однополая пара, узаконившая свои отношения в форме гражданского партнерства, воспитывает двоих детей, биологической матерью которых является Боссарт.
В общем, так себе "союзники" – с какой стороны ни копни. На любителя. И это – только что касается тактики, повседневных наших забот и хлопот. С точки зрения стратегических перспектив – того, во что может вырасти партия и к чему может привести ее приход к власти, – все еще хуже. Тут уже не то, что союзничеством не пахнет, – тут благоухает совсем не нулевой вероятностью обрести в будущем опасного врага.
А ну-ка, дедушки
Прежде чем произносить пламенные речи в защиту "Альтернативы для Германии", отечественным "адвокатам" партии не худо было бы ознакомиться с теми характеристиками, которые давал ей российский МИД в своем ежегодном докладе "О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".
Вот, например, цитаты из доклада, вышедшего в 2020 году: "Деятели партии "Альтернатива для Германии» (АдГ), в том числе депутаты ландтагов и бундестага, неоднократно допускали высказывания с ксенофобским, исламофобским и антисемитским подтекстом, а также сентенции, содержащие признаки исторического ревизионизма...
В немецком обществе начинает проявляться заметная перемена восприятия событий Второй мировой войны и роли Германии в ней... Одно из недавних проявлений этой тенденции – заявление функционера партии "Альтернатива для Германии" А.Гауланда (основатель и почетный председатель АдГ. – "МК") от 13 мая 2020 г., в котором он выступил против инициативы законодательно установить в ФРГ 8 мая праздничным выходным днем со ссылкой на "противоречивость" для граждан Германии этой даты, которая является для многих "днем поражения и потери части страны". Ранее данный политик заявил, что "немцы должны гордиться достижениями немецких солдат в Первой и Второй мировых войнах"...
12 марта 2020 г. было официально объявлено о постановке неформального течения национал-консервативного толка "Крыло" в АдГ... под надзор БФФ (BfV, Федеральное ведомство по защите конституции. – "МК") в качестве правоэкстремистского. Несмотря на последовавшее за этим решение "Крыла" о самороспуске, его лидеры Б.Хёке и А.Кальбиц... сигнализировали намерение продолжать в своей дальнейшей партийной деятельности проводившуюся ими ранее политику".
Как явствует из доклада, на тот момент МИД РФ разделял оценку немецких властей, квалифицировавших ряд функционеров АдГ как правых экстремистов. И даже возмущался тем, что это определение не мешает экстремистам "продолжать проводившуюся ими ранее политику". Для справки: упомянутый в мидовском докладе Бьорн Хёке – руководитель фракции АдГ в тюрингском ландтаге, одно из наиболее известных влиятельных сегодня лиц в партии – "прославился", в частности, критикой воздвигнутого в центре Берлина мемориала жертвам Холокоста: он назвал его "памятником позора".
А вот еще ряд высказываний того же авторства: "Постоянное принижение и высмеивание нашей истории лишило нас корней... Германия должна совершить разворот на 180 градусов в своей политике памяти... Большая проблема заключается в том, что Гитлера представляют абсолютным злом... Тоска немцев по исторической личности, которая однажды залечит раны народа, глубоко укоренилась в наших душах".
Многие немецкие эксперты уверенного квалифицируют Хёке и многих других его однопартийцев как приверженцев фашистской идеологии с сильным нацистским душком. С чем, повторим, вполне соглашались до недавнего времени и в Москве. Однако после 2022 года какая-либо критика "Альтернативы для Германии" из мидовских докладов исчезла. Обнаружить ее теперь можно разве что между строк.
"Известно также, что у многих нынешних руководителей Германии предки состояли в рядах СС или НСДАП", – сообщает, к примеру, последняя на сегодня версия антинацистского доклада МИД, обнародованная в сентябре прошлого года. В качестве примера приводятся экс-глава внешнеполитического ведомства Германии Анналена Бербок и ее дед, который "был инженером в области систем противовоздушной обороны, перечитывал книгу Гитлера "Майн кампф" и поддерживал нацистский режим".
Претензии, надо заметить, достаточно странные: дети за родителей, как известно, не в ответе, а внуки за дедов - тем более. Но если уж изыскивать примеры такого сорта, то можно найти и поубедительнее, нежели бербоковский дедушка. Обвинить в чтении "Майн кампф" и поддержке режима можно практически любого, кто жил в те годы в Германии и не был за решеткой. Противники режима находились тогда либо в эмиграции (в самом благоприятном случае), либо в гестаповских застенках и концлагерях, либо в могилах.
Куда более показательный пример – Ханс Вайдель, дед лидера "Альтернативы для Германии" Алисы Вайдель. Этот дедушка и в впрямь был не последним винтиком в нацистской государственной машине. Вот выбранные вехи его жизненного пути. Стал членом гитлеровской партии, НСДАП, в 1932 году, то есть еще до прихода фюрера к власти; через год, в январе 1933 года, вступил в ряды СС. Имел звание обершарфюрера. Дипломированные юрист. В 1939-1941 годах был крайсгруппенфюрером (руководителем окружной группы) Национал-социалистической ассоциации юристов в округе Леобшютц.
В 1941-1944 годах служил военным судьей при комендатуре Варшавы. О том, скольких "врагов рейха" судья Вайдель отправил на эшафот, точных данных нет, но можно с уверенностью говорить, что число это немаленькое. Иначе Вайдель не был бы на хорошем счету у начальства, а он – был: в 1944 году ему было присвоено звание оберштабрихтера, "старшего судьи штаба". Документы свидетельствуют, что повышение одобрено ставкой фюрера, то есть самим Адольфом Гитлером.
Словом, интересная биография. Самое интересное, конечно, каким образом судье-нацисту удалось избежать ответственности за содеянное, почему при таких заслугах перед фюрером и рейхом его самого после войны не вздернули на виселицу. Да что там не вздернули – даже не посадили. Попытки привлечь его к ответственности, справедливости ради, были. Даже несколько. Но ни одна не увенчалась успехом. У дедушки Алисы Вайдель явно была хорошая и надежная "крыша".
Интрига, в общем, налицо. Но это уже другая история, нашего повествования не касающаяся. За грехи дедушек, как уже сказано, внучки отвечать не должны. Лишь за свои собственные.
Друзей – в музей
Вернемся в современность, к вопросу, который возникает при ознакомлении с многосерийным мидовским докладом о проявлениях в мире нацистской идеологии: почему начиная с 2023 года партия "Альтернатива для Германии" перестала упоминаться в этих публикациях негативном свете? Ответить на него вроде бы несложно. Ясно, что водоразделом стала СВО: тактика взяла верх над стратегией. Более важной была признана позиция АдГ по антироссийским санкциям и украинскому вопросу, прочие ее "милые черты" отошли на второй план.
Надо, кстати, отметить, что вовсе из этих докладов тема АдГ не ушла. Но теперь партия предстает в них безвинной жертвой: "В последние годы власти Германии усилили давление на правые круги (к которым относят и партию "Альтернатива для Германии"), выступающие против санкционной политики в отношении России".
И все же хотелось надеяться, что дело тут не только в пресловутой реальной политике, отдающей предпочтение практическим соображениям перед идеологическими и моральными принципами, что те черты, те особенности партийной практики и идеологии, из-за которых наше внешнеполитическое ведомство на протяжении долгого времени высвечивал "Альтернативу" своим бескомпромиссным антинацистским прожектором, сгладились или вообще исчезли.
Но добрые предчувствия, увы, обманули. Если что-то и изменилось в АдГ, то не в лучшую – для нас – сторону. Наглядная иллюстрация – скандал, разразившийся в конце марта в ландтаге, земельном парламенте, Бранденбурга. Для тех, кто не в курсе: Бранденбург – это, образно говоря, "подберлинье". Земля охватывает кольцом столицу Германии, являющуюся в административном отношении отдельным регионом.
Бранденбург очень богат на памятники и памятные места, связанные с эпохой правления нацистов и событиями Второй мировой войны, – еще одно важное для понимания случившегося обстоятельство. Началось все с того, что парламентское представительство правящей в земле двухпартийной коалиции, фракции Социал-демократической партии Германии и Союза Сары Вагенкнехт, внесли на рассмотрение ландтага проект резолюции, посвященной празднованию "80-летия освобождения от фашизма и окончания Второй мировой войны" (цитата из документа).
И еще одна примечательная цитата: "Наша вечная благодарность союзникам (по антигитлеровской коалиции. – "МК"). На нашей родине, в Бранденбурге, этот (нацистский. – "МК") террор был прекращен именно благодаря Красной Армии совместно с частями Войска Польского... Ландтаг земли Бранденбург признает особую ответственность Германии и Бранденбурга за всеобъемлющее примирение. Эта ответственность вытекает из неизмеримых страданий и миллионов смертей, вызванных преступной войной и тиранией фашистской Германии".
Это – преамбула. Далее – список мер, которые, по мнению парламентариев, должна осуществить исполнительная власть региона: выделение необходимых финансовых ресурсов на содержание мемориальных объектов; поддержка лиц, ответственным за уход и сохранение мемориалов, памятников и военных кладбищ; юридическое признанным дня освобождения от фашизма, 8 мая, государственным праздником в земле Бранденбург и т.д. и т.п.
Резолюция в итоге была принята. Но далеко не единогласно. Категорически против проекта правящих партий – а СДПГ, напомним, правит не только на земельном, но и на федеральном уровне – выступила оппозиционная "Альтернатива для Германии".
Фракция АдГ в ландтаге предложила свой проект резолюции, в котором среди прочего присутствуют такие пассажи: "Говорить о восьмидесятилетнем юбилее "освобождения" неуместно и исторически неверно, особенно ввиду военных преступлений, совершенных Красной Армией перед и после поражения (Германии. – "МК")".
К "преступлениям Красной Армии" отнесены, во-первых, "изгнание и насильственное переселение 15 миллионов немцев" – с территорий, переданных после войны Польше и СССР, и ряда других земель. "Два миллиона человек погибли в результате мер по изгнанию, осуществленных Советским Союзом в 1944-45 годах", – негодует АдГ. Другое "преступление" – "массовые изнасилования и убийства женщин и детей".
В отличие от правящих "русофобов", благодарных Красной Армии и ее союзникам за освобождение от нацизма, наши новые немецкие "друзья" полагают, что отношение к разгрому гитлеровской Германии как к освобождению "является издевательством над жертвами Красной Армии и установившихся во время холодной войны коммунистических режимов".
...Дипломаты наверняка нашли бы более изысканные выражения для оценки ситуации, но наиболее адекватной и точной будет, пожалуй, известная народная формула: "Таких друзей – за... да в музей". Да, недипломатично, да, грубо. Но лучше, согласитесь, не скажешь.