Авария в Казахстане ударит по рынку титана
Инцидент в Усть-Каменогорске О подозрительных выбросах на УКТМК местные жители и общественники сообщили еще 19 мая. Усть-Каменогорск накрыло желто-розовым дымом, казахстанцы сравнивали атмосферу в городе с хоррор-игрой «Сайлент Хилл». Они заподозрили утечку хлора: ранее комбинат уже неоднократно превышал предельно допустимые концентрации хлороводорода в выбросах. В тот же день департамент экологии подтвердил, что ПДК хлора была превышена. На другой день официальные лица УКТМК начали отрицать превышение нормативов, но аким (губернатор) Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов спешно прервал визит в Китай и создал оперативный штаб в регионе. Также Усть-Каменогорск посетил министр экологии Казахстана Ерлан Нысанбаев, который пообещал проверить предприятие. Внеплановую проверку потребовала провести и глава областного филиала влиятельной общественной организации Ecojer Елена Березинская-Абилова. Нерешительность чиновников может быть связана с тем, что УКТМК – один из важнейших налогоплательщиков Казахстана и крупнейший экспортер титана. Он поставляет на мировой рынок 11 % этого металла, а в ключевой авиакосмической отрасли доля усть-каменогорского титана составляет 18 %. Причины и последствия Утечки и превышения нормативов преследуют комбинат уже несколько лет. Поэтому фундаментальной причиной происшествия могло стать недостаточное внимание руководства УКТМК к вопросам модернизации производственной инфраструктуры, полагает главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал» Максим Худалов. В свою очередь, деградация производственных систем могла быть вызвана «отсутствием прозрачной инвестиционной программы и планомерного обновления критически важного оборудования», заявил аналитик. «Насколько я знаю, это уже не первая авария на УКТМК, что указывает на системные проблемы. Такая ситуация может привести к падению или даже временному прекращению выпуска титана и срыву его поставок в адрес потребителей предприятия», – предупредил независимый эксперт Леонид Хазанов. Если это произойдет, цены на титан могут значительно подскочить. Дело в том, что мощности остальных производителей металла уже сейчас полностью загружены, так что компенсировать выпадающие поставки не удастся. Один из немногих вариантов, оставшихся у американской Boeing и французской Airbus – главных потребителей титановых изделий, – продолжить закупки продукции в России, пересмотрев принятые в связи с санкциями решения. «Проблемы с УКТМК чреваты не только подорожанием этой продукции, но и сбоями в снабжении авиационных заводов, которые в свою очередь могут вызвать сдвиги в графиках выпуска самолетов», – объяснил Леонид Хазанов. Пересмотр решений Boeing и Airbus прогнозирует и кандидат экономических наук Михаил Беляев. Он отмечает, что новый президент США Дональд Трамп «действует как бизнесмен» и выступает против санкций, которые могут навредить американской экономике. «Три года прошло, они не нашли никакой замены российскому титану, где они найдут ее сейчас? Этот рынок довольно жесткий и по добыче, и по продажам, ведь от решения разрабатывать новое месторождение до выдачи первого продукта проходит около десяти лет, точно не меньше пяти. Радикально увеличить объемы уже выпускаемой продукции тоже нельзя. Поэтому заявлять можно что угодно, а экономика – эта наука о километрах, тоннах, поставляемой энергии и других компонентах, которые не дают возможность крутить их туда-сюда», – пояснил Беляев журналисту «ФедералПресс». «ФедералПресс» напоминает, что ранее из-за проблем с поставками титана и других металлов компания Boeing столкнулась с проблемами при производстве самолетов 787 Dreamliner. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1