Метящий в премьерское кресло политик представил план массовой депортации мигрантов
Имя лидера партии «Реформировать Соединённое Королевство» Найджела Фараджа в последнее время стало звучать громче имени действующего британского премьер-министра Кира Стармера. Партия Фараджа уже несколько месяцев значительно опережает правящих лейбористов, что пугает британскую политическую верхушку. Фарадж не подбирает слова и выступает достаточно прямолинейно по многим вопросам. Так, недавно он, например, представил масштабный план массовой депортации мигрантов в случае, если будет избран новым главой правительства.

Год назад правый популист Найджел Фарадж заявлял, что депортация сотен тысяч нелегальных иммигрантов из страны является «политически невозможной» и не заслуживает обсуждения.
Теперь же он говорит совсем другое. И предлагает как раз то, что ранее признавал «невозможным». Во вторник Фарадж представил план, который позволит депортировать из Великобритании до 600 тысяч нелегальных мигрантов, если его антииммигрантская партия победит на выборах, которые, как ожидается, состоятся в 2029 году. Во всяком случае по плану они должны быть в 2029 году.
Резкая смена курса Фараджа поразила многих. Но под этим кроется нечто большее, чем просто заявления. Эта позиция отразила обострение дебатов об иммиграции в Великобритании, причём не только среди так называемых «маргиналов» (безусловно, так называют тех же правых именно лейбористы), но и среди лидеров основного течения, включая правящую Лейбористскую партию.
Директор лондонской исследовательской организации British Future Сандер Катвала подтвердил, что «дискуссия в элите меняется». По его словам, это отражает поляризацию политики, влияние социальных сетей и растущую популярность движения «Реформировать Соединённое Королевство», которое вывело вопрос иммиграции на первое место в опросах общественного мнения в стране.
Критики плана заявили, что массовые депортации Фараджа будут означать отправку просителей убежища обратно на их родину, что сопряжено с целым рядом трудностей для просителей убежища. Однако Фарадж отмахнулся от подобных настроений, заявив: «Мы не можем нести ответственность за все грехи, которые происходят в мире». Признаем, его комментарий более чем справедлив, особенно когда речь идёт о внутренней безопасности и о безопасности британских граждан.
Он утверждает, что большинство возражений против его плана были вызваны практическими, а не моральными соображениями: «Средства массовой информации практически не выступают против идеи о том, что в этой стране действительно большие проблемы».
Премьер-министр Кир Стармер, чуя неладное, теперь регулярно публикует в социальных сетях информацию о мерах, принимаемых его правительством для борьбы с нелегальной иммиграцией, включая новое, пока не вступившее в силу, соглашение, которое позволит возвращать во Францию некоторых просителей убежища, пересекающих Ла-Манш на ветхих лодках.
Но это всё как мёртвому припарки. По стране прокатываются волны антимигрантских протестов, особенно около гостиниц, где размещают просителей убежища. Их туда привозят зачастую тайно под покровом ночи.
К слову, не только Фарадж стоит на радикальных позициях. Роберт Дженрик, депутат и восходящая звезда Консервативной партии, занял позицию, которая порой более жёсткая, чем позиция Найджела Фараджа.
Он поддержал демонстрантов, некоторые из которых принадлежат к крайне правым группам, протестующих перед отелями, используемыми для размещения просителей убежища. В защиту протестующих Дженрик написал, что «никто не хочет жить в районах, где в парках и за школами обитают нелегальные мигранты из отсталых культур»: «Так дальше продолжаться не может. Измените наши законы. Депортируйте нелегальных мигрантов».
Дженрик, ранее занимавший пост министра иммиграции при консервативном правительстве, рассматривается как вероятный соперник лидера Консервативной партии Кеми Баденок. Он ушёл в отставку с поста министра в 2023 году в знак протеста против плана бывшего премьер-министра Бориса Джонсона, предусматривающего отправку просителей убежища в Руанду рейсами в один конец. Мол, этот план «не зашёл достаточно далеко».
Баденок ответила на план депортации Фараджа, заявив, что он лишь копирует предложение, предложенное тори несколько месяцев назад: «Он скопировал наше домашнее задание, но не усвоил урок».
Баденок предположила, что плану «Реформировать Соединённое Королевство» не хватало проработки политических деталей, которые сделали бы его работоспособным. В комплексе же это всё указывает на то, что постепенно в Великобритании миграционный вопрос уже перестаёт быть табуированным. Тем более, что при нынешних темпах число пересечений Ла-Манша в этом году может установить очередной рекорд. Отнюдь не в положительную для британцев сторону.
Дабы защитить свои депортационные планы, Фарадж заявил, что Великобритании следует выйти из ряда международных договоров, регулирующих права человека, в частности из Европейской конвенции о правах человека. Эту позицию разделяет Роберт Дженрик, а вот Кеми Баденок и действующее правительство не разделяют эту позицию.
И здесь уже ситуация несколько иная. Если общественное мнение, в принципе, не против депортации нелегальных мигрантов, то по вопросу выхода из Европейской конвенции настроения куда более сдержанные. Большинство людей, напротив, выступает за сохранение Конвенции.
Многое в плане Фараджа казалось трудновыполнимым, включая предложение использовать заброшенные военные базы для размещения заключённых и стимулы, которые он собирался использовать, чтобы убедить страны принять мигрантов обратно. Однако аналитики отмечают, что Фарадж не подвергается такому же пристальному вниманию, как другие политики в Великобритании. А поэтому его планы в перспективе могут стать успешными. Хотя это может быть и попыткой привлечь внимание СМИ, дабы заработать себе дополнительные очки для борьбы за кресло премьер-министра.