Чего ждать от грядущих выборов в Государственную думу: отвечают ведущие политологи страны

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга: «Выборы 2025 года – своего рода генеральное испытание для партий. Важно следить за тем, как будут меняться повестка, идеи и кандидаты». «Единая Россия» остается безусловным и неоспоримым лидером, и за оставшееся время никто не сможет бросить ей вызов. Партии номер два – ЛДПР и КПРФ. К количественным сравнениям нужно подходить осторожно, но сейчас их рейтинги и электоральный потенциал примерно сопоставимы. Главный вопрос – что будет происходить с партией «Справедливая Россия». Там есть яркие инициативы, причем на федеральном уровне, которые могут повлиять на исход выборов» Игорь Минтусов, президент Европейской ассоциации политических консультантов «Сейчас партии находятся на разных этапах подготовки к выборам в Госдуму. «Справедливая Россия – За правду» планирует провести съезд примерно 25 октября, на котором представит предвыборную программу. ЛДПР также собирается презентовать свою программу осенью этого года. В целом говорить о конкретных тезисах пока рано». «Выборы 2025 года прошли спокойно и не дают однозначных сигналов о расстановке сил на 2026 год. Некоторые эксперты считают, что борьба за второе место развернется между КПРФ и ЛДПР, а за третье-четвертое место между «Новыми людьми» и «Справедливой Россией». Есть и предположения о возможном активном участии «Партии пенсионеров», но все это пока лишь догадки». Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики: «На выборах 2025 года ЛДПР заявляла о намерении стать второй партией, обогнав КПРФ, но это ей не удалось: на губернаторских выборах коммунисты сохранили второе место. У «Новых людей» самая высокая динамика роста, хотя до второго места им пока далеко. В отдельных местах они уже опережают ЛДПР и КПРФ, например, на выборах в Воронежскую гордуму, в Томске и Челябинске. Это локальные успехи, которые стоит изучать». «Что касается «Справедливой России» – на этих выборах партия выступила неплохо. Вопрос только, за счет чего? Яркой агитации у нее не было. К тому же везде примерно тот же процент набирала «Партия пенсионеров». Это говорит о том, что запрос на левую повестку в стране достаточно большой. Есть идея объединения левых партий в единый проект, поскольку так они смогут претендовать на проход в Госдуму. Однако это не в интересах действующей политической системы». «На выборах 2026 года «Единая Россия» хотела бы получить примерно 60% голосов, остальные 40% хотели бы поделить оппозиционные партии: каждая из них претендует на свой кусок в 10–15%. Но, чтобы его взять, надо расширить свою ядерную аудиторию. Примерно в районе 7–8%. Партии ищут новые группы поддержки: протестующих, неактивных избирателей, используют интернет и соцсети, привлекают внимание к локальным проблемам – экологии, социальным темам, узким нишам. В целом политическая борьба за каждый процент голосов становится все острее». Олег Бондаренко, глава Фонда прогрессивной политики «Избирательную кампанию 2026 года пока никто не начинал, потому что ни у кого нет новых смыслов для этой кампании. Это общая проблема. С чем идти на выборы? Все партии оказались заложниками внешней повестки, прежде всего связанной с ситуацией на Украине». «Если говорить об особенности кампании для партий, то «Единая Россия» сохранит лидерство, КПРФ – никуда не денется, останется на втором месте, ЛДПР, скорее всего, также преодолеет проходной барьер, вероятно, как и «Новые люди». Перспектива попадания в новый созыв «Справедливой России» снова очень неоднозначна. В этот раз они были наиболее невнятными, потому что у них нет никакой новой повестки. Партия нуждается в перезагрузке и новых смыслах, но на данный момент ни новых лиц, ни новых идей не видно. Полностью их исключать не стоит. Как птицу феникс, их неоднократно хоронили, но партия находила возможность возрождаться». Алексей Громский, ведущий аналитик АПЭК «Все партии, как парламентские, так и непарламентские, заявили о начале подготовки к выборам 2026 года. В регионах, где в 2025-м прошли ключевые выборы, можно оценить качество этой подготовки по спискам и кандидатам». «Ранее выборы сопровождались политическим и патриотическим консенсусом вокруг поддержки политики руководства страны и спецоперации. Этот консенсус устоялся, избиратели понимают, что все партии поддерживают. Этот фактор нельзя считать предметом политической борьбы. Ключевой вопрос для избирателя – что именно ваша партия может предложить мне здесь и сейчас: в моем регионе, в моей деревне. На примерах губернаторских кампаний видно, что выиграет та партия, которая лучше мобилизует команды на местах и эффективнее работает с так называемыми «малыми делами» – локальными задачами и проблемами. Здесь у «Единой России» существенное преимущество благодаря самой разветвленной сети первичных отделений и способности дойти до каждого избирателя. Однако насколько эффективно и активно это реализуется, и насколько кандидаты ассоциируются с партийным брендом – это вопрос, на который ответ даст 2026 год. В целом интрига ближайших выборов – в борьбе на региональном уровне. Если парламентская оппозиция сможет представить узнаваемых лидеров и кандидатов, она получит шансы на успех. Этот процесс уже идет – партии их ищут и находят». Андрей Максимов, политический технолог, руководитель агентства «Максимов Консалтинг» «Подготовку к выборам 2026 года партии начали в разное время: ЛДПР – еще весной, КПРФ – только в июле поняла, под чьим знаменем пойдет. В «Справедливой России» есть достойные региональные лидеры, но смогут ли они сформировать команду и выдвинуть адекватных кандидатов, это вопрос». «Результаты выборов 2026 года во многом будут зависеть от ситуации на фронтах. Если боевые действия будут продолжаться, тогда сохранится консенсус: не будет жестких дебатов и критики партий. «Единая Россия» будет игнорировать оппозицию, придерживаясь тактики «собаки лают, караван идет». Людям хотелось бы видеть энергичные дебаты с разными позициями, но в текущих условиях это маловероятно». «Для выборов 2026 года главным останется технологический аспект. Людям нужна не просто процедура голосования: прийти, сунуть бюллетень. Нужно, чтобы каждый избиратель чувствовал, что за его голос идет борьба, его голос что-то значит и его мнение уважают и прислушиваются. Это шоу можно создать, даже не имея реальной политической борьбы. Вопрос с тех, кто управляет этой политической кухней, кто на ней готовит. В кампании 2025 года огромное количество избирательных технологий не использовалось вообще. В эту кампанию никто не хотел вкладываться. В 2026 году могут вложиться. Финансы могут появиться. А так как есть люди, мозги у них, надеюсь, останутся, то будет интересно. Мы можем увидеть технологии, которые не используются уже давно либо не использовались вообще никогда». Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников

Чего ждать от грядущих выборов в Государственную думу: отвечают ведущие политологи страны
© РИА "ФедералПресс"