Политолог сравнил внешнеполитические программы PAS и молдавской оппозиции
В Молдове активно проходят обыски по делам о якобы подкупе избирателей – Национальный центр по борьбе с коррупцией рапортует о задержании 10 человек. Власти готовы записывать в «подкупленных» всех, кто голосует за оппозиционных кандидатов, говоря об этом практически в открытую. Угрозам и давлению подвергаются оппозиционные журналисты и агитаторы. Тем не менее, народные симпатии – все больше на стороне оппозиции. Чем привлекают людей обещания конкурентов PAS, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил политолог, главный редактор портала traditia.md, член Клуба главных редакторов СМИ стран СНГ Виктор Жосу.
– Виктор Иванович, чем ближе выборы, тем шире в Молдове преследования журналистов. Активно используются как блокировки площадок, так и прямое давление на СМИ. Как это соотносится с курсом страны на евроинтеграцию, которая декларирует следование демократическим нормам?
– Начну с того, что это полностью противоречит действующей Конституции республики, положениями которой запрещена цензура, провозглашается плюрализм мнений, свобода прессы, свобода слова. Вся эта политика режима Майи Санду открыто нарушает целый ряд конституционных положений. Но дело в том, что под контролем правящей партии сейчас находится абсолютно все: не только парламентское большинство, но и силовые структуры, спецслужбы, Служба информации и безопасности, частично суды общей юрисдикции. Конституционный Суд полностью их, Центральная избирательная комиссия, Совет по телевидению и радиовещанию.
Он-то как раз и запрещает телевизионные каналы – в прошлом году было закрыто шесть. При этом их даже и оппозиционными не назовешь, потому что они не были на стороне оппозиционных партий, а просто имели другую точку зрения, чем провластные телеканалы. Сейчас у нас не осталось ни одного телеканала, который бы не был провластным. Да, в интернете у оппозиции остаются какие-то сайты, порталы, где она пытается проводить свою точку зрения. Но это несоизмеримые возможности.
А что касается европейского курса, то прошлогодняя история, которая случилась в декабре в соседней Румынии, лишний раз показывает, какая демократия сейчас действует в Европе. Когда просто-напросто взяли и отменили выборы, потому что их мог выиграть кандидат не из представителей глобалистского либерального лагеря.
Европа и Европейский союз сейчас уже совсем не те, что были еще каких-то лет 15 тому назад. Это уже не сообщество, где живет демократия, где присутствует верховенство закона. Все поменялось. И Молдова, к сожалению, следует в русле этих негативных тенденций, я имею в виду нынешнюю власть. Конечно, хотелось бы, чтобы это все остановилось, тем более, и сама-то европейская интеграция, если рассматривать ситуацию реалистично, приостановлена.
– На Ваш взгляд, Молдове не стоит надеяться на принятие в ЕС в обозримой перспективе?
– Еще в начале года должны были начаться переговоры о вступлении Молдовы в Европейский союз. Эти переговоры не начались до сих пор по той простой причине, что не начаты переговоры с Украиной, а Молдова идет в вопросе евроинтеграции с ней в связке. Но начало переговоров с Украиной, как мы знаем, заблокировала Венгрия. Ведь должно быть полное согласие всех стран Евросоюза. А раз нет согласия по Украине, значит, нет и по Молдове.
Два года назад Молдове дали статус кандидата в члены, и на этом все остановилось. А что такое кандидат в члены Евросоюза? Турция, по-моему, уже 45 лет имеет статус кандидата в члены ЕС. Она уже и отказалась от идеи войти в ЕС. Поэтому евроинтеграция Молдовы поставлена на паузу на неопределенный срок. Что, однако, не мешает Майе Санду все-таки пытаться какую-то часть электората по-прежнему убеждать, что нет, Молдова движется в Евросоюз. Называется чуть ли не 2028-й год как год приема, но это все чистой воды популизм. Вообще такое количество популистских обещаний, под которыми нет никакой реальной основы, по-моему, мы впервые наблюдаем в ходе этой избирательной кампании. Обещается все, что угодно, и, к сожалению, есть часть избирателей, которая продолжает в это верить.
– Одним из требований оппозиции выступает возвращение курса на нейтралитет и отказ от втягивания в конфликт с Россией под давлением Запада. Почему оппозиция критикует власти за антироссийскую политику? К каким издержкам привел курс на разрыв связей с Россией, Евразийским экономическим союзом и СНГ?
– Я бы сказал, что за антироссийский курс оппозиция критикует власть аккуратно, потому что опасается каких-то репрессий, санкций, которые могут наложить. Вместе с тем, например, прекратились прямые поставки газа из России. И сейчас газ уже называется «альтернативным», хотя на самом деле он по-прежнему российский, просто через различные схемы поступает и идет уже из Европы, причем, по более высокой цене.
Да, оппозиция говорит, что необходимо соблюдать статус нейтрального государства, что нельзя идти в русле милитаризации, которую сейчас проводит руководство страны. Ведь властями раскручивается очень сильный пропагандистский маховик необходимости наращивания вооружения. Притом, продолжается привязка к сотрудничеству с НАТО, что, опять же, противоречит нейтральному статусу. Об этом оппозиция тоже говорит. Но я бы не сказал, что в этой кампании пророссийский, провосточный вектор звучит очень явственно. Нет, он скорее в полутонах присутствует.
– Какой внешнеполитический курс будет реализовывать PAS в случае сохранения власти? Каких последствий для Молдовы следует ожидать?
– Своего курса у действующей партии нет. Она будет продолжать тот курс, который диктуется из Брюсселя. Например, положение о внешней политике, об угрозах, о доктрине по безопасности – оно же полностью списано с европейских документов, где Россия представляется врагом, угрозой и так далее.
Собственно, потому евробюрократия и заинтересована в сохранении этой партии у власти, и ей оказывается всяческая поддержка. Ведь если появится какая-то другая власть, начнется какая-то торговля: «а вот это мы можем, это мы не можем». А представители PAS делают на 100 % все, что им говорят.
Ухудшение отношений с Россией ведь касается не только проблем с газом или, допустим, с рынком сбыта. Россия пока смотрит на все эти антироссийские проявления нашего руководства сквозь пальцы. Да, они фиксируются, представитель МИД России Мария Захарова время от времени упоминает об этом, но Россия пока не рассматривает Молдову как некую угрозу. Но мы с тревогой смотрим на ситуацию вокруг Приднестровья. Не секрет, что из Киева звучат предложения «уничтожить пророссийский анклав».
Беседовал Владимир Крапоткин