Что не так с киберспортом в Overwatch 

Фото: Чемпионат.com

Многопользовательской шутер от Blizzard вышел почти полтора года назад — 24 мая 2016 года. За это время компания организовала чемпионат среди национальных команд и турниры серии Overwatch Contenders, анонсировала франшизную лигу Overwatch League и пообещала построить один из самых долгоиграющих проектов в киберспорте. Однако владельцы организаций и их болельщики ждут решительных действий, нежели красивых слов и радужных планов. Разбираемся, в чём преуспевает и ошибается Blizzard.

Режим наблюдателя

Если видео не отображается, его можно найти на аккаунте Overwatch eSports в YouTube.

Overwatch тяжело смотреть человеку, который ничего не знает об игре. Об этом говорят с первого турнира. Несмотря на то что режим уже дополняли, глобальная картина не сильно изменилась. На экране много элементов, которые непонятны зрителю. При этом всё действие проходит в быстром темпе. Тут что-то бумкнуло, там завели колесо, бац — и все померли. Даже те, кто разбирается в игре, всё равно неохотно смотрят соревновательные матчи. Им скучно. Почему так далеко не все способны объяснить. Самое распространённое мнение: играть веселее. Ещё год назад глава киберспортивного направления Blizzard Нейт Нанцер признавал: «Мы должны серьёзно поработать над игрой в этом компоненте». При этом угодить не только зрителям, которые смотрят матчи за компьютером, но и мобильных платформ и телевизоров. Пока результатов не видно, но в случае с Blizzard это понятно. Компания потратит на проработку столько времени, сколько нужно. Во время финалов первого сезона Overwatch Contenders представители Blizzard постоянно повторяли: «Новый режим наблюдателя готов, скоро мы его покажем». Когда случится это скоро, в случае с Blizzard можно только гадать. Второй чемпионат мира по Overwatch среди национальных команд пройдет на выставке BlizzCon с 3 по 4 ноября. Следующий турнир только в декабре. И вот здесь уже компания точно покажет новые наработки. Предсезонный старт Overwatch League ждут. Весь хайп начнётся после BlizzCon. И от того, какие цифры будут на Twitch.tv, зависит реакция прессы, потенциальных инвесторов и уже действующих владельцев.

Малое количество зрителей

Как следствие неудобного режима наблюдателя в Overwatch. Но это не единственная причина, проблема комплексная. Она относится и к организациям, и к Blizzard, и ко всем остальным. Например, после проведения Overwatch Contenders нельзя зайти на YouTube-канал StarLadder и посмотреть записи игр. Потому что их там нет. Последние видео, которые имеют отношение к турниру, появились два дня назад. Соревнования к тому моменту уже закончились. «Что такое Overwatch Contenders» знать хочется до турнира, а не после и не во время чемпионата. На самом сайте Blizzard есть самое основное. Но далеко не все тексты переведены на русский язык. Тут можно сделать скидку на то, что дисциплина молодая и только развивается. Здесь пока нет больших звёзд, за которыми пришли бы болельщики. Нет команд и брендов с большой историей, хотя есть инвесторы с громкими именами. Нет крупных турниров, которые гремели бы на концертных или стадионных площадках. И это совершенно понятно: все ждут старта Overwatch League. Турнирные операторы боятся ступать на новую территорию, пока Blizzard не расскажет о своих планах, поддержке сторонних соревнований и многом другом. И это на фоне постоянного роспуска команд и закрытия подразделений по Overwatch.

«На данном этапе было очень проблемно с турнирами. Все ждут лигу, все инвестируют в лигу, и никто особо не занимался маленькими турнирами. То есть маленькие турниры были более важны для игроков, чтобы их заметили и предложили контракт в лиге. Игрокам пришлось пострадать из-за этого — не было активности», — объясняет игрок FaZe Clan Георгий ShaDowBurn Гуща. Низкие показатели по зрителям не были бы под таким прицелом, если бы не лига и наполеоновские планы. Владельцу Team EnVyUs Майку Рафаилу уже пришлось отстоять свои и чужие инвестиции в Overwatch League. Всё, чего он просил, так это дать время. И главное: игра стоит денег. Нельзя после стрима пойти и скачать. Сначала придется заплатить. И далеко не все готовы расставаться с 2000 рублей или $ 60 сразу. Тут либо с женой советоваться, либо у родителей на день рождения выпрашивать.

Overwatch League

Если видео не отображается, его можно найти на аккаунте Overwatch eSports в YouTube.

Blizzard в последние годы постоянно достаётся. Журналисты их постоянно заваливают вопросами про то, что StarCraft умер, Heroes of the Storm летит слабо, а Hearthstone — игра про рандом. Зато в пример регулярно ставят CS:GO, Dota 2 и League of Legends. Поэтому успешный запуск Overwatch League — приоритетная для компании задача. По крайней мере чтобы сбить градус критики. Одновременно с этим Riot Games поставит американскую лигу LCS на франшизные рельсы. Скепсис и к тем, и к другим примерно на одном уровне. В Overwatch League 12 команд. Азию представляют команды из Сеула и Шанхая, Европу — Лондон, Америку — Хьюстон, Бостон, Даллас, Лос-Анджелес (аж два состава), Майами-Орландо, Нью-Йорк, Филадельфия и Сан-Франциско. За каждой командой стоят знаменитости из спорта и шоу-бизнеса или венчурные капиталисты. В Team EnVyUS инвестровал газовый и нефтяной магнат Кеннет Херш. В NRG Esports вложились певица Дженнифер Лопес и игроки Национальной футбольной лиги Маршон Линч, Алекс Родригез и Майкл Страхан. Клуб Cloud9, который обосновался в Лондоне, привлек на свою сторону братьев Кронке, медиамагнатов и владельцев лондонского «Арсенала» и других клубов.

И в этом не только заслуга организаций, но и отдельных структур издательства. Свою позицию Нейт Нанцер объяснил в интервью «Чемпионату» ещё в 2016 году: «Для нас важны три компонента: стабильность (для игроков и владельцев команд), системность и доступность (приложить все силы на то, чтобы это был понятный путь стать профессионалом). На наш взгляд, наилучший способ достичь стабильности для участников и команд — иметь такую экосистему, внутри которой игроки не будут переживать о переходе в низшую лигу. Так что клубы смогут инвестировать, игроки подписывать контракты, а нам не придётся думать о том, кто останется через 12 месяцев в лиге, и кто из киберспортсменов будет выступать в ней. Мне кажется, для такой молодой дисциплины, как Overwatch, очень важно иметь стабильную систему. Именно такой мы видим профессиональную лигу». У самих Blizzard планы на далекую перспективу. Речь идёт не о 3-5 годах, а 8 и больше. Компания рассчитывает, что лига станет коммерчески успешным турниром и будет делиться доходами с ее участниками. Прибыль обещают не раньше 2021 года. К тому же в Лос-Анджелесе уже построили домашнюю арену на 450 человек. Помещения настолько огромные, что одновременно с проведением соревнований можно снимать в студиях по две передачи.

Чтобы решить все проблемы, Blizzard должна взяться за поддержание турниров для команд второго и третьего эшелонов по всему миру. «Что должны делать Blizzard? То, что они и обещали. Лига пока звучит очень сильно, — говорит Георгий Гуща. — Они обещали плотно заниматься лигой и турнирами вне лиги. Но вот насчёт СНГ-турниров. По факту они вообще отсутствуют либо совсем какие-то маленькие и несерьёзные. СНГ-сообщество страдает из-за этого. Не приходят новые игроки, и это, конечно, обидно».

С ростом соревнований и призов должна появиться стабильность, считает киберспортсмен из FaZe Clan.

Нейт Нанцер обещает, что компания подойдёт с другим планом к 2018 году. Старт лиги должен дать дополнительный интерес, а появление осмысленной стратегии развиваться и другим регионам, которые потенциально могут войти в Overwatch League или сформировать полноценный второй дивизион.

«Мы потратили немало времени на проработку планов, которые не касаются Overwatch League, для экосистемы «путь к профессионалу» (path to pro) на 2018 год и дальнейшее будущее. Мы поняли, что «путь к профессионалу» нуждается в такой системе, которая бы вознаграждала как игроков, так и организации, которые поддерживают их. Мы сейчас сосредоточены на расширении Overwatch Contenders и Overwatch Open Division, чтобы удостовериться это даст больше возможностей игрокам со всего мира», — рассказал Нанцер после завершения Overwatch Contenders.

Завышенные ожидания и таинственность пока идут во вред Blizzard. От компании всегда ждут только лучших продуктов: и не важно, что это будет, новая игра или лига. На протяжении года Нанцер вместе с коллегами по крупицам выдавал информацию.

В июне 2017 отобрали перспективных игроков, подходящих для лиги. В июле объявили, что киберспортсмены будут получать минимум по $ 50 000 в год. Утверждается, что в первом сезоне Overwatch League участники смогут заработать до $ 3,5 млн, из которых $ 1 млн достанется чемпионам. Не менее 50% от средств, полученных от участия в соревнованиях, распределят между командой и самими игроками. В сентябре представили последних участников лиги и объявили о завершении ее формирования. До сих пор неизвестны точные составы всех команд. Клубы разваливают организации ради покупки игроков, выжившие отчаянно пытаются попасть в список 12. В этом хаосе не разбираются даже киберспортсмены. Впрочем, внутри Blizzard о самой лиге знают только единицы. За год компания добилась того, чтобы в прессе не было никаких утечек. Это похвально, но в то же время вызывает боязнь. Blizzard предлагает войти в волшебный шкаф за очень большие деньги (по слухам цена за место в лиге достигала $ 20 млн), но, что за мир ждет за его пределами, непонятно. От того, что найдут первооткрыватели, зависит не только будущее соревновательного Overwatch, но и всего киберспорта. Если такой амбициозный проект провалится, это станет сигналом для всех инвесторов. А второго шанса уже может и не быть.

Читайте также
Видео
Больше видео