Блудный сын: на что Ковалев променял Россию

Владимир Ковалев дважды выиграл чемпионат мира, а также добился триумфа на первенстве Европы, однако Олимпиада ему так и не покорилась. «Газета.Ru» рассказывает о прославленном советском фигуристе, который в начале 1990-х покинул страну, а спустя 28 лет неожиданно вернулся в Россию.

Блудный сын: на что Ковалев променял Россию
© РИА Новости

Свою карьеру в фигурном катании Владимир Ковалев начал в пятилетнем возрасте. На коньки его поставила родная мать, а первым тренером будущей звезды мирового масштаба стала Лидия Горлинская. С ранних лет, по отзывам специалистов, он отмечался трудолюбием и спортивным упрямством. При этом сам Ковалев был несколько подвержен травмам, однако на повреждения фигурист не жаловался. Талант юного спортсмена на Стадионе юных пионеров заприметила Татьяна Толмачева.

Дебютировал в 1969 году на чемпионате СССР, где Ковалев стал пятым. В следующем же сезоне он финишировал на одну позицию выше.

Определяющим для Владимира стал 1971 год, когда к нему пришла его первое золото национального первенства, позволившее пробиться в сборную страны.

Команду СССР он представил на чемпионате Европы, где финишировал шестым, а также на первенстве мира, на котором завоевал бронзовую награду. В том же сезоне произошел и его дебют на зимних Олимпийских играх, но в Саппоро финишировал только восьмым, показав второй результат среди всех российских мужчин-одиночников — серебром отметился Сергей Четверухин, а Юрий Овчинников расположился на 12-й строчке.

При этом в свои юношеские годы Ковалев отмечался не только спортивной дерзостью, но и сложным характером. Владимир рос хулиганом по натуре, хотя на его успеваемость в школе и училище это нисколько не отражалось. Впоследствии он и вовсе был призван на срочную службу в армии, которую провел в войсках ВДВ. Однако проблемы с характером никуда не ушли, и в итоге он был дисквалифицирован за нарушение спортивного режима, пропустив целый сезон.

Вернувшись, Ковалев ушел от Татьяны Толмачевой в группу Сергея Четверухина, под руководством которого выиграл Кубок СССР, а на чемпионате страны занял место в тройке лидеров. Но на международной арене при этом в сезоне-1973/74 остался без медалей, заняв четвертые места. Однако его сотрудничество с начинающим тренером оказалось непродолжительным.

Четверухин, только-только завершивший карьеру фигуриста, на тренерском мостике показался для Ковалева чересчур требовательным. Особую роль здесь сыграло влияние на специалиста его бывшего тренера Станислава Жука. В итоге Ковалев вернулся обратно к Толмачевой, которая уже работала в тандеме с Еленой Чайковской.

Несмотря на упущенное золото в чемпионате СССР, Ковалев стал чемпионом Европы, а затем ему немного не хватило до победы на первенстве мира, где он завоевал серебро. Тогда же Владимир стал первым отечественным фигуристом, кому удалось стать лучшим на континенте.

В следующем сезоне Ковалев вновь стал вторым на чемпионате мира, а также занял второе место по итогам первенства Европы, однако сумел успешно выступить на Олимпиаде-1976.

В австрийском Инсбруке Владимир взошел на пьедестал, но уступил только Джону Карри из Великобритании.

В концовке сезона Ковалев вновь был дисквалифицирован. И в очередной раз — за нарушение спортивного режима. Во время тура по городам Сибири фигурист вместе с Геннадием Карпоносовым были уличены в распитии алкогольных напитков после получения заслуженных мастеров спорта, за что были отстранены на некоторое время.

По завершении сезона Ковалев завершил свое сотрудничество с Толмачевой и стал работать исключительно вместе с Чайковской. Под ее руководством он сходу выиграл Nouvelle de Moscu, чемпионат СССР и чемпионат мира, а на первенстве Европы стал вторым, уступив только Яну Хоффману из ГДР.

Спустя два сезона он повторил свой успех, но его карьера стремительно стала идти на спад. В частности, под вопросом было его участие на Играх-1980 Лейк Плэсиде, но в США он все-таки поехал. Однако, заняв пятое место в обязательной программе, в итоге снялся с соревнований по причине болезни. При этом, по версии американских СМИ, Ковалев ввязался в конфликт со своим тренером.

Данные сведения не подтвердились, но сам Ковалев повесил коньки на гвоздь, начав тренерскую карьеру. Так, его ученицей стала одна из лучших советских фигуристок Кира Ивановой, которая под руководством начинающего специалиста выиграла бронзу на Олимпиаде-1984.

Между спортсменкой и тренером даже завязался роман. Еще с первых лет сотрудничества Иванова стала проявлять интерес к Ковалеву, и в итоге пара сыграла свадьбу. Правда стороны вскоре разошлись.

Впоследствии Иванова стала иметь проблемы с личной жизнью, что повлияло и на ее спортивные результаты. После ухода из спорта фигуристка также попробовала себя в качестве тренера, занимаясь с детьми в родной школе московского «Динамо», откуда позднее была уволена за нарушение режима. Родители учеников Ивановой жаловались на то, что та появлялась на работе в нетрезвом виде. В итоге ей была диагностирована алкогольная зависимость, в результате чего Кира отправилась на лечение в наркологический диспансер.

18 декабря 2001 Кира Иванова была убита в собственной квартире. Труп фигуристки обнаружили ее соседи, а в ходе судмедэкспертизы было выявлено 17 ножевых ранений. Личность убийцы не раскрыта до сих пор.

Ковалев же в 1990 году покинул страну и уехал в Грецию на постоянное жительство. На Балканах он прожил около четырех лет, после чего перебрался в США. За океаном Ковалев познакомился с Лисой, которая и стала его новой женой. При этом тренерскую деятельность прославленный фигурист продолжил, занимаясь с молодыми спортсменами. Однако мировых звезд он так и не вырастил, хотя и сам утверждал позднее, что работал ради удовольствия, а не достижения высоких побед.

Жена Ковалева в свою очередь по роду своей деятельности никак не относилась к фигурному катанию. Лиса, которая в детстве занималась в балете, работала в Голливуде около 20 лет гримершей и сотрудничала со многими звездами шоу-бизнеса и кинематографа.

Спустя 28 лет жизни за границей Ковалев неожиданно решил вернуться домой. Изначальной целью стало желание фигуриста проститься с родным отцом, однако новой семье Владимира понравилось жить в России, в результате чего возвращаться в США она не стала.

Сейчас Ковалев со своей женой проживают недалеко от Москвы. Главной проблемой Лисы является изучение русского языка, однако, по ее словам, данный фактор нисколько на ее жизнь в новой стране не влияет. Ковалев же намерен возобновит тренерскую карьеру. К слову, после 28-ми лет за границей родной язык он тоже немного забыл.

«Извиняюсь, что не очень хорошо говорю по-русски. Надо практиковаться. С супругой Лисой уже двадцать лет, она - американка, и, живя в Лос-Анджелесе, мы - только на английском.

Что заставило вернуться? Перед тем, как ответить на этот вопрос, скажу, что я никогда не врал, не вру и, наверное, в свои 65, уже не научусь. Последние лет 6-7 мечтал вернуться на Родину-мать, готовил почву. Тут не то что ностальгия, она - не основной тезис. Смотрел наше телевидение, читал газеты. И это вызывало у меня гордость за державу, которая возрождается, превращается в могучую на всех направлениях - в политике, экономике, в военном смысле. И в спорте тоже. На Олимпийских играх болел за наших девочек-фигуристок», — цитирует Ковалева «Российская газета».