«Словно взорвалась бомба»
15 февраля 1961 года — черный день в истории мирового спорта. Под Брюсселем разбился самолет со сборной США по фигурному катанию, которая направлялась на чемпионат мира в Прагу. Кроме спортсменов и тренеров на борту было еще 45 человек. Не выжил никто. Специалисты заключили, что у лайнера отказал механизм стабилизатора, но точная причина катастрофы не названа до сих пор — так много сомнений было у следствия. В знак скорби по погибшим первенство мира было отменено впервые в истории. А в США приняли закон, согласно которому спортивные команды не могут лететь всем составом в одном самолете. Детали трагедии вспоминает «Лента.ру».
Лучший состав
История фигурного катания США богата. Речь об одиночных разрядах (в парах и танцах особых успехов у спортсменов из этой страны не было до начала 21 века). Так, 1940-е и 1950-е — время абсолютного доминирования американских одиночников на международной арене. Друг друга сменяли Ричард Баттон, Хейз Алан Дженкинс, Дэвид Дженкинс, Тим Браун, Джеймс Грогэн, Рональд Робинсон у мужчин, а в женском турнире золото делили Тенли Олбрайт и Кэрол Хейсc. В совокупности эти спортсмены выиграли почти четыре десятка медалей чемпионата мира, половина которых — золотые.
К началу 1960-х все большие чемпионы, некоторым из которых уже было почти 40 лет, завершили карьеры, а на их место в сборной пришли молодые и перспективные победители первенства страны среди юниоров. Команда обновилась полностью, более того, теперь средний возраст спортсменов в ней только подбирался к 18 годам. Главные надежды возлагали на Брэдли Лорда, Грегори Келли, Дугласа Рэмси, Лоуренс Оуэн, Стефани Уэстерфельд и Род Ли Михельсон. Имена новые, незнакомые широкой аудитории — они должны были впервые прогреметь на весь мир на первенстве планеты в Чехии в 1961 году. К первым серьезным достижениям их вела Мэрибел Винсон-Оуэн, которая в 1932 году сама выиграла бронзу Олимпийских игр, а теперь тренировала. Для нее это первенство мира в качестве наставника тоже должно было стать дебютным.
Кроме того, ожидался прорыв и в парном катании, и в танцах на льду. Вот список дуэтов, вошедших в американскую сборную.
Спортивные пары:
Ила Рэй Хедли / Рэй Хедли-младший Лори Джин Хикокс / Уильям Холмс Хикокс Мэрибел Оуэн-младшая (дочь главного тренера) / Дадли Ричардс
Танцевальные дуэты:
Диана Шерблум / Ларри Пирс Дона Ли Карриер / Роджер Кэмпбелл Патрисия Динеен / Роберт Динеен
Назвать каждого спортсмена по имени важно даже спустя столько лет.
15 февраля, рейс SN548, Нью-Йорк — Прага. 07:00 по времени аэропорта вылета. Вся сборная США и еще 45 пассажиров — на борту Boeing 707-329 бельгийской авиакомпании Sabena. Для дозаправки планировалась посадка в Брюсселе.
Что произошло?
Дальше — цепочка странных событий.
Атлантику Boeing преодолел в штатном режиме. Ни о каких проблемах экипаж не сообщал: за двадцать минут до крушения выходил на связь с диспетчерами, а потом подтвердил готовность к посадке в брюссельском аэропорту. С земли ответили, что взлетно-посадочная полоса занята, так что нужно зайти на второй круг. Там действительно стоял только что севший небольшой самолет. Boeing развернулся, а затем полетел по непонятной траектории. Выяснить, в чем дело, специалисты не могли — борт не отвечал и не подавал никаких сигналов. Связь пропала.
Лайнер неестественно кренился, и пилоты, по всей видимости, пытались с этим справиться. Boeing трижды пролетел над аэропортом, и его крен с каждым кругом становился все заметнее. В 10:05 по Брюсселю самолет выровнялся, но потерял скорость и свалился в пике. Он вошел носовой частью в землю, а та часть, что оставалась на поверхности, мгновенно загорелась.
Столкновение с землей произошло в нескольких сотнях метров от деревушки Берг, в поле, где в этот момент были люди. Один местный житель погиб, а второй остался инвалидом — обломком ему оторвало ногу.
Я видела приближающийся самолет и то, что пилот не хотел врезаться в дома и отчаянно искал свободное место - Элоиза Верейкен, очевидец катастрофы
«Словно взорвалась бомба», — вспоминал служащий аэропорта в комментарии The Spokesman-Review.
На место прибыли пожарные, но спасать пассажиров было уже поздно. К месту крушения даже привезли священника, но подойти к пылающему самолету было невозможно. Опознание было долгим и сложным, установить, кому принадлежали некоторые останки, так и не удалось.
«Достаточных доказательств у комиссии нет»
Хроника происшествия доступна на сайте Aviation Safety Network. Кроме описания катастрофы, на портале есть и заключение комиссии, которая разбиралась в причинах произошедшего. Полный его текст выглядит так:
«Проведя все возможные расследования, комиссия пришла к выводу, что причину аварии нужно искать в материальном отказе органов управления полетом. Однако, так как существуют определенные гипотезы относительно других причин, этот тезис не может считаться полностью удовлетворительным. Только материальный отказ двух систем стабилизатора может привести к крушению лайнера. Достаточных доказательств правдоподобности воссозданной картины авиакатастрофы Boeing 707-329 у комиссии нет».
Доказательств со временем так и не появилось. Еще и поэтому следствие, занявшееся делом, активно разрабатывало версию теракта. Процедура проводилась под грифом «секретно», и результаты так и не были опубликованы. Почему — объяснения нет. Несмотря на то что вопросов с самого начала было больше, чем ответов, американцы по какой-то причине не требовали от государства публичного расследования. Они просто скорбели — всей страной. И даже близкие жертв трагедии будто сговорились вести себя тихо.
Соболезнования им принес президент США Джон Кеннеди. Он к тому моменту и месяца не пробыл на посту. «Наша страна понесла огромную потерю таланта и грации, которые доставляли удовольствие всему миру», — заявил глава государства. А ведь трагедия затронула и его лично: в числе пассажиров лайнера был Дадли Ричардс, выступавший в танцах на льду. С его семьей Кеннеди был дружен.
Чемпионат мира 1961 года был отменен. Такое случилось впервые в истории — раньше турниры отказывались проводить разве что на время мировых войн. При этом изначально организаторы все же решили дать старт соревнованиям. Только спустя сутки представители Международного союза конькобежцев опросили участников, а те единогласно решили не выступать.
Через год чемпионат мира в Праге все-таки состоялся. За медали там не боролся ни один американский спортсмен — собрать конкурентоспособную команду с нуля так быстро, конечно, не получилось. Впрочем, в США не особо-то стремились это сделать: слишком тяжело было справиться с потерей, и интерес к соревнованиям на время пропал. Секретарь Национальной федерации фигурного катания Карл Грэм в интервью The Gazette говорил, что федерации придется начать все заново и вновь пройти долгий путь подготовки детей и юниоров, что будет весьма затруднительно в отсутствие тренеров.
То, что произошло, — большой удар для всех нас. Это был цвет нашего спорта. Столько лет ушло на то, чтобы вырастить из них чемпионов, а теперь мы вернулись к началу. Мы потеряли два поколения тренеров: тех, кто уже тренировал, и таких фигуристов, как Брэдли Лорд, который бы стал тренером - Карл Грэм
Ф. Риттер Шамуэй, тогдашний вице-президент федерации, предсказал, что Соединенным Штатам потребуется «два-четыре года», чтобы восстановить свое международное положение в спорте. Так и получилось. Пегги Флеминг выиграла первый чемпионат страны в 1964-м, в 1966-м стала чемпионкой мира, а еще спустя два сезона взяла золото Олимпийских игр во французском Гренобле. После были победы Дороти Хэмилл и Тима Вуда, Тары Липински и Чарльза Тикнера и еще многих других.
Фигурное катание США оправилось от трагедии, но о крушении Boeing 707-329 в стране помнят до сих пор. Именем жертв назван благотворительный фонд, который уже распределил более 15 миллионов долларов в помощь тысячам фигуристов. Среди них были, например, бронзовые призеры Олимпиады Адам Риппон и Эшли Вагнер.
В январе 2011 года все погибшие спортсмены были введены в национальный Зал славы в Гринсборо, штат Северная Каролина. На месте трагедии по инициативе американских властей открыли мемориальный комплекс. А еще в стране действует закон — спортивные команды, отправляющиеся на международные соревнования, не могут лететь всем составом в одном самолете.