Максим Шабалин: «В кино пошел не из-за денег»
Да-да, тот самый знаменитый фигурист - чемпион мира, призер Олимпийских игр. Причем одна из наград - за лучшую женскую роль - досталась известной актрисе Ирине Гриневой, которая по совместительству является... супругой новоявленного режиссера.
- Максим, вы ведь не сразу пришли в кино после окончания спортивной карьеры. Чем занимались?
- Первая мысль была - продолжать в другом качестве в фигурном катании. И я на два года стал старшим тренером сборной команды России по танцам на льду... Хотя это была больше не тренерская работа, а, скорее, чиновничья, с бумажками. Потом я пробовал тренировать спортсменов разного уровня - и детей, и взрослых. Понял: не мое. Мне проще выйти на лед и самому все сделать.
- А как появилась мысль заняться кино? Кто-то дал импульс?
- Никто. Это было неожиданно для меня самого.
- Жена не отговаривала?
- Когда пришла эта мысль, я понял, что должен решить все сам. Без нее. Собственно, так и решил. И поставил ее перед фактом. Я понял, что, если она как-то повлияет, это будет неправильно. А потом у Иры уже не было выбора на это повлиять. Я ее привез на съемки, дал сценарий... Осталось принять.
- Ваш фильм о балете, а Ирина все-таки не балерина. Кто танцевал за нее?
- Пусть это пока останется тайной. Но Ирина совершила настоящий подвиг: она сбросила 10 килограммов и занималась по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев для того, чтобы просто встать в один ряд с балеринами Мариинского театра. Это большая подготовительная работа.
- А как она согласилась бежать нагой по зимнему лесу?
- Это была не самоцель. Пробежка героини по лесу — это просто крайняя степень ее отчаяния. Кстати, я боролся с собой, мне не очень хотелось, чтобы она так мерзла и страдала. Но сама история этого требовала.
- Максим, вы производите впечатление достаточно мягкого человека. А режиссер ведь жесткая профессия. Это почти диктатор. Как справлялись?
- Мне сложно себя со стороны оценивать, насколько я мягкий или жесткий. Но ведь необязательно орать на всех, чтобы добиваться результата. Нужно просто знать, что тебе надо. И в зависимости от этого действовать так или иначе. В процессе создания фильма участвует очень много талантливых и творческих людей, и общение с ними — это большое счастье. Но важно управлять процессом и подчинять его своему замыслу.
- Сами вы какое кино любите?
- Это не застывший процесс. С течением времени мой условный список меняется. Но вот уже несколько лет у меня первые три фильма-лидера остаются. Это «Барри Линдон» Кубрика, «Сталкер» Тарковского и «Мама Рома» Пазолини. Все они очень разные...
- Максим, кино - очень затратное дело. А что вас кормит сегодня? Коньки?
- И коньки тоже... Но в кино я пошел не из-за денег, а чтобы просто делать хорошее кино.
- Но в дальнейшем вы планируете зарабатывать, снимая фильмы?
- Я надеюсь, что так и будет. Есть еще идеи - два проекта, которые я сейчас разрабатываю. Но как все сложится, пока не знаю. Вижу их только в полном метре, не как сериалы.
- Хочу про вашу дочку спросить. Что она выбрала: кино или коньки?
- Пока музыку.
- Но вы ее тренируете?
- Я пытался научить ее кататься на коньках, два года на это потратил... Не хочет.
Наталья Боброва