Али Вячеслав Полосин: "Системной работы с неофитами я не вижу"

В Российском исламском институте презентовали книгу о политическом исламе и рассказали о том, как важно делить духовное и мирское

Али Вячеслав Полосин: "Системной работы с неофитами я не вижу"
© Реальное время

В рамках конференции "Итоги развития мусульманского сообщества России в постсоветский период" в Российском исламском институте презентовали книгу доцента кафедры теологии Булгарской исламской академии Али Вячеслава Полосина "Политический ислам: в поисках "религиозного рая" с участием автора. Озвученные в книге и на встрече мысли оказались весьма актуальны, с учетом происходящих в мире событий.

Политология западноцентрична

Необходимость книги ректор РИИ и КИУ, рецензент издания Рафик Мухаметшин указал, вспомнив, что 25 лет назад, начиная преподавать историю ислама и политологию, он обнаружил, что последняя абсолютно западноцентрична.

— Эта классификация политических режимов в исламских странах не работает, — указал Мухаметшин. — И я тогда же оказался во время выборов Ахмадинежада. Это же российская демократия 90-х годов! А это нельзя было назвать тоталитарным режимом.

А были ли халифаты теократическим государством, спросил Мухаметшин. Ведь государство — это политический инструмент, может ли оно быть полностью религиозным? И какие модели можно предложить студентам?

Книга вышла тиражом всего 500 экземпляров, хотя содержательно она будет интересна не только специалистам: один из самых известных русских мусульман подробно разобрал механизмы политизации религии, приводя множество примеров, — получился любопытный, компактно написанный нон-фикшн.

Принцип разделения духовной и мирской властей

Напомним, что Вячеслав Полосин окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "социология", после окончил аспирантуру Дипломатической академии МИД РФ. Несколько лет был народным депутатом, Полосин — один из авторов закона РСФСР "О свободе вероисповеданий". С 1983 года был священником Русской православной церкви, в 1999-м перешел в ислам, приняв имя Али.

Полосин отметил, что одним из триггеров к написанию книг стал факт, что султан Мехмед II взял титул "Цезарь Рима", а Вселенский патриарх признал его наследником римских цезарей. Это навело его на мысли о формах государственности и о том, какие из них используются в исламе.

Полосин в книге указывает, что в исламе пророком Мухаммадом изначально был сформулирован принцип разделения духовной и мирской властей: "Если дело касается земной жизни, то это вам решать, а если дело касается религии — то мне". К примеру, говорил автор, назначать ответственным за сельское хозяйство резонно того, кто в нем разбирается, а не человека, который красивее всех произносит азан.

Также Полосин говорит, что первое государство мусульман не было теократическим. И лишь потом начались подобные процессы. Принцип разделения мирского и политического есть и в концепции "Ислам и татарский мир", разработанной в Татарстане, отметил автор.

Подробно рассматривается в книге вопрос "реконструкции халифата", которым оперируют секты, образ гедонистического рая — им из-за невежества и влияния массовой культуры заменяют кораническое описание рая. В частности, Полосин цитирует "План для рая" водителя, которого осудили за подготовку к теракту: в нем встреча с пророками идет шестым пунктом, с Аллахом — седьмым, а первым значится следующее: "Осмотреть все жилища в раю и выбрать главный дворец". Разбирает теолог и методы работы сектантских группировок, в которых все построено на одних лишь призывах к действию.

Подробно о манипуляциях и подтасовках, основанных на психологии, автор пишет в главе "Теология политического ислама", к примеру, говоря о таком феномене, как "единственная спасенная секта", комплексе сверхчеловека, игнорировании фразеологизмов. Подробно он разбирает фетву шейха Усеймина о том, что Солнце вращается вокруг Земли, как пример ошибочного буквализма.

Системная работа с неофитами

Корреспондент "Реального времени" задал вопрос по главе, которая называлась "Обращение в ненависть". Она начинается с цитаты из книги Карен Армстронг "Поля крови: Религия и история насилия" о том, что среди мусульман, имевших отношение к теракту 11 сентября 2001 года, три четверти были неофитами. То есть не людьми, воспитанными в традиционном исламе, а относительно недавно его принявшими. Можно ли большинство наших мусульман называть неофитами, учитывая, что они были воспитаны в советское безбожное время?

— Как при рождении все зависит от матери, от повивальной женщины, так и при обращении все зависит от того, кто человека куда-то повел, — указал Полосин на важность момента принятия ислама. — Если это окажется человек с радикальными взглядами, а такое бывает нередко, то его сразу повлекут куда-то сражаться.

Полосин сказал, что системной работы с неофитами он не видит.

— Это слабое звено. В христианстве существует катехизация или оглашение, человек изучает молитвы, читает Евангелия, Библию, это довольно долгий процесс. В иудаизме — гиюр, человека испытывают. Я помню сайт "Ислам.ру", где ислам можно было принять одним кликом, — отметил автор.

— Важно не терять людей, чтобы опытные наставники, учителя, знающие традиционный ислам, направили их в нормальное русло, — резюмировал Полосин.

Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов