Евгения Тарасова и Владимир Морозов объявили об уходе из фигурного катания

До свидания, Рыжики

Евгения Тарасова и Владимир Морозов объявили об уходе из фигурного катания
© Реальное время

Двукратная вице-чемпионка Олимпиады Евгения Тарасова и ее партнер Владимир Морозов объявили об окончании спортивной карьеры. Воспитанница казанской школы фигурного катания выступала на высочайшем уровне 11 лет, в 14 лет дебютировав на взрослом чемпионате России еще в 2008 году, в родной Казани. Журналист спортивной редакции "Реального времени" Джаудат Абдуллин вспоминает о прошедшем пути одной из самых прославленных спортсменок Татарстана.

Дебют на домашнем чемпионате страны

Только в пятницу в беседе с вице-президентом федерации Сергеем Кононыхиным вспоминали Евгению Тарасову как одну из лучших воспитанниц татарстанского фигурного катания. Она стартовала на женском чемпионате страны в декабре 2008 года, когда 14-летняя фигуристка финишировала 12-й из 14 участниц. Казанский чемпионат России предварял весьма странное положение. Ушла из спорта королева фигурного катания Ирина Слуцкая, а вместо нее пришли две 12-летние девчули Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева. Но на крупные соревнования ездило "временное правительство" в лице Гербольдт, Леоновой, Макаровой. В число участниц следующего чемпионата страны Тарасова не попала, после чего в 2010 году ее мама обратилась к вице-президенту федерации фигурного катания Татарстана Евгению Безменову с новостью, что дочь хочет заниматься парным катанием, которое ей очень нравится. К тому времени специалисты фигурного катания предвкушали появление в женской сборной девочек не только Сотниковой и Туктамышевой, но еще и Юлии Липницкой.

Кстати, любопытно, что к Безменову не обратилась сама 16-летняя Тарасова, очень скромная девушка из скромной семьи. Зачастую скромность шла ей на пользу. Когда маленькую Женю, которая тренировалась у Вячеслава Головлева, не успевала забирать из "Спорт Сарае" мама, работавшая в туберкулезном диспансере "Каменка", и увезти домой в поселок Дербышки, девочку приметил самый главный тренер в фигурном катании Казани Геннадий Тарасов и начал привлекать к тренировкам своей группы, а потом забрал ее. Он же приободрил ее на момент, когда она не смогла поехать с одногруппниками на чемпионат мира 2011 года в Москве (вспомним, что весной того года столица России заменила Японию, которая переживала последствия катастрофы на Фукусиме). "Не плачь, Женька, ты когда-нибудь сама станешь участницей чемпионата мира". Также Геннадий Сергеевич впервые поставил Тарасову в пару с партнером по группе, но она упала, и опыт был признан неудачным.

Переезд в Москву, переход к Мозер

После ухода из жизни Тарасова-старшего в 2005-м, Евгения вернулась в группу к Головлеву, тренировалась у Татьяны Александровой (поразительно, что одним из ее тренеров был однофамилец Геннадий Сергеевич, а другим наставником Татьяна Александрова, при том что маму Жени зовут Татьяна Александровна). Отмечать казанских наставников стоит еще и потому, что они обучили Тарасову необходимому набору прыжков технически грамотно.

В эти же годы Евгения начала смотреть за выступлениями парников, выделяя для себя Тотьмянину — Маринина. Правда, поехала не в тренерскую школу Тамары Москвиной, у которой тренировались олимпийские чемпиона 2006 года, а в Москву, к Нине Мозер. Безменов переговорил с Ниной Михайловной, уточнив что переход в ее группу обеспечит казанскую фигуристку бесплатным жильем, возможностью учиться и тренировочным процессом. Вскоре Евгения съездила в Москву и оказалась в группе, в которой Мозер поставила ее с опытным парником Егором Чудиным, а работать с ними делегировала Андрея Хекало, воспитанника ташкентского фигурного катания. Хекало после развала СССР поработал в Новосибирске, откуда перебрался в Москву.

Любопытно, что в Новосибирске Хекало подготовил партнершу к самому высокому фигуристу мира, двухметровому Андрею Чувиляеву, на момент, когда ходили слухи, что его дуэт с Викторией Борзенковой, также весьма немаленькой (167 сантиметров) распадается. Но дуэт не распался, что к счастью, поскольку в нереализованной идее подготовить его к олимпийскому старту в Турине-2006 осталась в спорте Тамара Москвина. В это сложно поверить, но, перейдя 60-летний возраст, Тамара Николаевна подумывала о том, чтобы уйти из фигурного катания.

В 2011 году Тарасова встала в пару с Владимиром Морозовым. У 19-летнего юноши к тому времени были "пробы пера" с Ириной Моисеевой и Екатериной Крутских (8-е место на первенстве Москвы 2010 года), но в целом это был дуэт, напоминающий союз Алены Косторной с Георгием Куницей и отчасти Ирины Родниной с Александром Зайцевым, когда партнерша была гораздо именитее партнера. Глядишь, и задавила бы его своим эго, если бы не характер. Стальной на льду и мягкий в быту.

Иностранные тренеры в олимпийском составе сборной. У Тарасовой — это Робин Шолковы

Работать с парой, вместе с Хекало, стал олимпийский призер Робин Шолковы из Германии. Это было в рамках программы привлечения большого количества иностранных специалистов для подготовки россиян к домашней Олимпиаде в Сочи. Бургермайстер, Кнауте, Крамер и Ко в лыжных гонках, канадец Людерс в бобслее, немец Пихлер в биатлоне и десятки других.

В 2013 году Тарасова и Морозов стартовали на юниорском чемпионате мира (5-е место), зимней Универсиаде, которая впервые прошла вслед за летней, казанской (2-е место) и предолимпийским чемпионатом в Сочи. Столица Олимпиады готовилась, дважды подряд проводя чемпионаты страны, в 2012-м Тарасова с Морозовым стали там пятыми, в 2013-м восьмыми.

Любопытно, что в 2008 году стали проводиться юниорские Гран-при, и за следующие 10 сезонов в его финалы выходили 25 российских юниорских пар, из которых во взрослое катание попали только три: Тарасова — Морозов, Ксения Столбова — Федор Климов и Александра Бойкова — Дмитрий Козловский. Остальные 22 тандема распались. Секрет развала более, чем 20 пар таится в том, что их изначально создавали для юниорских соревнований, подбирая юношу покрупнее и девочку поменьше, с возрастной разницей в 5—6 лет. И только Тарасова с Морозовым и Столбова с Климовым с возрастной разницей между партнерами в 2 года, а также Бойкова с Козловским, которых разделяет 3 года, создавались как дуэты с перспективой перехода на взрослый уровень.

По словам Безменова, Тарасова до 2014 года выступала в параллельном зачете за Москву и Татарстан, но после Олимпиады в Сочи Рустам Минниханов принял принципиальное решение, чтобы спортсмены выступали только за республику, и на какой-то момент Тарасова числилась за сборной Москвы. При этом в 2014 году Тарасова — Морозов стали вторыми на юниорском чемпионате мира, после чего Евгения травмировалась на контрольных прокатах в Сочи. В декабре 2013-го, она там же получила ушиб мягких тканей после падения. А на "контролках" Морозов, выполняя поддержку, держал Тарасову на одной руке, когда его конек наехал на лунку во льду, где крепились хоккейные ворота. Он упал, и Евгения вниз головой полетела на лед с высоты более двух метров.

Как теракты в Париже повлияли на непопадание Рыжиков в финал Гран-при

Невезение пары и травмы Тарасовой это шлейф спортивной карьеры Рыжиков. Под невезением можно вспомнить эпизод с Гран-при 2015 года, когда пара неудачно откатала короткую программу на этапе в Бордо, но теракты в Париже отменили практически все спортивные старты того уик-энда, включая те, что проходили в Бордо. В итоге шанс попасть в финал упустили Елизавета Туктамышева и звездный возвращенец из Канады Патрик Чан.

На разминке перед чемпионатом мира 2017 года Морозов поранил ей ногу, пришлось наложить 10 швов. В ноябре 2018-го на Гран-при России Евгения столкнулась у борта с Александром Коровиным, после чего ударилась челюстью об лед.

Это было уже после Олимпиады в Пхенчхане, где Тарасова с Морозовым стали вторыми в командном турнире, при этом будучи героями того командника, принеся 10 очков в момент, когда сборная России была практически на дне таблицы. Максим Траньков, комментируя командный турнир, рассказал, что Михаил Коляда теперь обязан чистить коньки Морозову и носить сумочку за Тарасовой. Евгения к этому времени уже снова представляла Татарстан, став первой в его истории призеркой Олимпиады.

Увы, до Тарасовой на зимних Олимпиадах у Татарстана и медалей было — кот наплакал, и ту он "наплакал" для лыжницы Ольги Даниловой, которая на тот момент уже уехала из республики. После командного серебра в Пхенчхане у пары было личное серебро в Пекине, где они совсем чуть уступили китайской паре Суй-Хань, которой уступали на протяжении всей карьеры. Всего, считая с юниорского чемпионата мира 2014, россияне уступали китайцам в очных дуэлях восемь раз: три раза на чемпионатах мира, дважды на Олимпиадах и Гран-при. После чего Тарасова вышла замуж за Федора Климова и поступила учиться в РМОУ — Российский международный олимпийский университет, очное обучение в котором проходит в Сочи, где и работает ее супруг. По словам Морозова, прошлый постолимпийский сезон они откатали в свое удовольствие, а 13 ноября "ушли по-английски", вызвав целый шквал добрых комментариев в свой адрес.