Лев Яшин: цена «золотого мяча». 60 лет назад советский вратарь был признан лучшим футболистом Европы

Этот титул до сих пор не покорился ни одному голкиперу мира

Лев Яшин: цена «золотого мяча». 60 лет назад советский вратарь был признан лучшим футболистом Европы
© Спорт уик-энд

ХРОНОГРАФ-2023

В номере французского журнала «Франс Футбол» от 17 декабря 1963 года были опубликованы результаты опроса, определившие лучшего футболиста Европы. Голосовали представители 21 специализированного спортивного издания всех стран, входивших в УЕФА. Из списка в 30 игроков каждый из членов жюри выбирал пять. За первое место начислялось 5 баллов, за второе - 4, за третье - 3, за четвертое - 2, за пятое - 1. Победителем голосования стал Лев Яшин, набравший 73 балла. На первое место его поставили 11 журналистов. Голкипер московского «Динамо» и сборной СССР заметно опередил итальянца Джанни Риверу, англичанина Джимми Гривза и шотландца Денниса Лоу, набравших соответственно 55, 51 и 45 баллов. Занявший пятую позицию легендарный португалец Эйсебио набрал всего 19 баллов.

С Олимпа Яшина пытались свергнуть на родине

Опрос «Франс Футбол» с целью определения лауреата «Золотого мяча» проводился в 1963 году в восьмой раз. До этого лауреатами становились лишь нападающие и полузащитники: Стэнли Мэтьюз (1956 г.), Альфредо ди Стефано (1957 и 1959), Раймон Копа (1958), Луис Суарес (1960), Омар Сивари (1961), Йозеф Масопуст (1962). Яшина включали в список номинантов с первого года существования почетной премии, но даже в тройку призеров он не попадал. Лучшим результатом было четвертое место в 1961-м. В 1962-м, когда на чемпионате мира в Чили сборная СССР вылетела в четвертьфинале, нашего голкипера даже в список номинантов не включили. Чего уж ожидать от зарубежных журналистов, если дома легендарного голкипера подвергли обструкции! На стадионах, где играло московское «Динамо», легендарного голкипера встречали свистом, а в прессе недвусмысленно намекали, что пора бы уже уступать дорогу молодым. Лишь тренер Александр Пономарев верил во вратаря и дал ему возможность восстановить душевные силы, играя за дубль, и постепенно вернуться в основной состав.

Шесть пропущенных голов за весь чемпионат!

В 1963 году болельщики увидели прежнего Яшина. Московское «Динамо» после трехлетнего перерыва завоевало золото чемпионата страны - во многом благодаря блестящей игре вратаря. В 27 матчах Яшин пропустил всего шесть мячей. Только вряд ли голосовавшие за него журналисты внимательно следили за чемпионатом СССР. В еврокубках советские клубы тогда не участвовали, а сборная СССР в 1963-м провела всего пять официальных матчей, и не во всех играл Яшин.

Наш вратарь поразил сборную мира

«Золотой мяч» голкиперу, по сути дела, принесли две игры. На «матч века», посвященный столетию Английской футбольной ассоциации, в состав сборной мира Яшина пригласил чилийский тренер Фернандо Риера. В отличие от двух советских журналистов, освещавших ЧМ-1962 в Чили и объявивших голкипера сборной СССР главным виновником ее неудачи в четвертьфинале, Риера разбирался в футболе. Яшин, который провел на «Уэмбли» один тайм, сыграл просто великолепно. «Я уже заканчиваю играть, но если бы не пересекся с вами в одной команде, не получил бы самого сильного впечатления от футбола в своей жизни», - признался его партнер по сборной мира двукратный чемпион мира бразилец Джалма Сантос. Защита сборной, собравшаяся вместе за день до игры, была несыгранной и предоставляла свободу действий английским форвардам. Они буквально «расстреливали» голкипера. Только Яшин сохранил свои ворота в неприкосновенности. За первые десять минут он совершил четыре сэйва. «Уэмбли» буквально взорвался аплодисментами, когда Гривз бил в «девятку» с линии вратарской и уже вскинул руки, празднуя гол, но на пути мяча оказался голкипер. Англичан и присутствовавших на матче журналистов со всей Европы поразила и манера игры Яшина, намного опередившего свое время. Он смело покидал рамку, перемещаясь по всей штрафной, мгновенно вскакивал на ноги после сэйва и вводил мяч в игру рукой, отсекая по несколько соперников.

Маццола не забил с пенальти, Доменгини - с 6 метров

Это был первый звездный час Яшина. Второй наступил в Риме, где сборная СССР проводила отборочный матч Евро-1964. Первый, в Москве, «Скуадра Адзурра» проиграла - 0:2. Дома итальянцы были настроены на реванш. Первый тайм прошел с подавляющим преимуществом хозяев, о чем красноречиво свидетельствует счет ударов по воротам - 17:7. Только на табло счет был 1:0 в пользу сборной СССР. В контр­атаке отличился Геннадий Гусаров. Лучик надежды забрезжил перед хозяевами на 57-й минуте, когда швейцарский арбитр Даниэль Мелле назначил в ворота гостей пенальти. К «точке» вышел лучший бомбардир «Скуадры Адзурры» Алессандро Маццола. Он попытался убедить Яшина, что пробьет в левый угол, но направил мяч в противоположный. Голкипер сборной СССР сделал вид, что поверил пенальтисту соперников, но среагировал на удар и взял мяч намертво. Снимок этого эпизода обошел футбольные издания всех европейских стран и, естественно, повлиял на голосование по определению лауреата «Золотого мяча». Только на римском «Стадио Олимпико» Яшин совершил еще несколько настоящих подвигов. Оказавшийся один на один с нашим вратарем Анджело Доменгини бил в угол метров с пяти, казалось, наверняка. Голкипер сборной СССР в непостижимом броске парировал удар, но Доменгини первым успел к мячу на добивание. Яшин отбил повторный удар ногой. После завершения встречи итальянский форвард оправдывался перед журналистами: «Яшин - это дьявол! Забить ему невозможно». Правда, итальянцы все-таки забили на 89-й минуте, но ничейный результат вполне устраивал сборную СССР. Одолел «дьявола» Ривера, ставший вторым в опросе «Франс Футбол». Видимо, это и зачлось итальянскому форварду.

Банкет вместо интервью

Редактор «Франс Футбол» Макс Юрбини вручил Яшину «Золотой мяч» 27 мая 1964 года перед четвертьфинальным отборочным матчем чемпионата Европы между сборными СССР и Швеции. Советская команда тогда победила - 3:1 и вышла в «Финал четырех». Удивительно, но никаких церемоний в честь такого знакового события не было. Даже интервью у голкипера не взяли. Правда, банкет, на котором Яшин поблагодарил партнеров по сборной СССР, в Спорткомитете организовали. В истории советского футбола были еще два лауреата «Золотого мяча». Форварды киевского «Динамо» Олег Блохин и Игорь Беланов были отмечены почетной наградой в 1975-м и 1986-м. Никому из вратарей после Яшина «Золотой мяч» не вручался.

Ледовая симфония юбиляра

Илья Авербух отметил 50-летие и 20-летие своей продюсерской компании

В воскресенье в Москве прошли два гала-концерта с участием звезд фигурного катания. На лед вышли и участники предстоящего чемпионата России в Челябинске, и легендарные чемпионы, давно завершившие карьеру. Так отметил свое 50-летие серебряный призер Олимпиады-2002, чемпион мира и Европы, а ныне востребованный постановщик и продюсер Илья Авербух. Юбиляр особо подчеркнул, что вместе с собственным днем рождения он отметил и 20-летие продюсерского центра собственного имени. Он начинался с проекта «Ледовая симфония», после чего были и масштабные ледовые спектакли «Огни большого города», «Ромео и Джульетта», «Кармен», «Анна Каренина», и телевизионные «Ледниковые периоды», благодаря которым Авербух стал, наверное, самым популярным человеком в фигурном катании России. В секцию фигурного катания родители отвели маленького Ильюшу, чтобы неуемная энергия мальчишки находила выход. Родители хотели, чтобы сын занимался музыкой, а мальчишка рвался играть в футбол. Фигурное катание сочли компромиссом, который устроил всех. Первым тренером Авербуха стала Жанна Громова, которая воспитала многократную чемпионку мира и Европы Ирину Слуцкую. С прыжками у Ильи в переходном возрасте не заладилось, и он перешел в танцы на льду в группу Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. Первой партнершей стала Марина Анисина, с которой Авербух дважды выиграл чемпионаты мира среди юниоров. Перспективный дуэт распался из-за того, что Илья влюбился в Ирину Лобачеву и поставил тренеров перед выбором: или он катается со своей возлюбленной, или заканчивает с фигурным катанием. Пришлось Линичук и Карпоносову искать для Анисиной нового партнера, который нашелся лишь во Франции. На протяжении десяти лет дуэт Лобачева/Авербух неизменно входил в состав сборной России. Ношу лидеров пришлось взвалить на себя после того, как из-за травмы партнерши завершили карьеру Анжелика Крылова и Олег Овсянников. Ох, как непросто пришлось в ту пору Илье и Ирине! У Авербуха уже тогда били через край творческие задумки, которые не всегда воспринимались зрителями и судьями. Опытные тренеры вынуждены были применять диктаторские приемы. На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити борьба за золото развернулась между бывшими победителями юниорского чемпионата мира. На стороне Анисиной, выступавшей за Францию вместе с Гвендалем Пейзера, уже был определенный авторитет, завоеванный победами на чемпионатах мира и Европы. Выиграть мог любой дуэт. Пятеро судей в произвольном танце поставили на первое место французов, четверо - россиян. Сегодня, по прошествии двух с лишним десятилетий, Илья утверждает, что у него нет ощущения какой-то несправедливости со стороны судей. Только прекрасно помню, как в Солт-Лейк-Сити на глазах российских журналистов Лобачева и Авербух даже разминаться перестали, чтобы посмотреть выступление своих конкурентов на мониторе. Они поняли, что есть шанс стать олимпийскими чемпионами. Прекрасно помню и первую реакцию Ильи на серебро. Он говорил, что не так обидно было бы проиграть с другим раскладом судейских голосов, и этот расклад действительно мог быть другим. Особенно с учетом того, что французов на первое место поставили азербайджанский арбитр Ирина Нечкина, постоянно проживающая в Санкт-Петербурге, и всегда считавшийся представителем «российского блока» харьковчанин Юрий Балков. Когда по результатам жеребьевки стал известен состав олимпийской судейской бригады, и Авербух, и Линичук не скрывали своей радости. Можно говорить о том, что на вердикте арбитров танцевального турнира в Солт-Лейк-Сити сказался скандал, связанный с результатами спортивных пар и вручением второго комплекта наград канадцам. Можно вообще много говорить о судействе в фигурном катании, особенно по старой системе с высшей оценкой «6.0». Только для российского фигурного катания, возможно, серебро дуэта Лобачева/Авербух на Олимпиаде-2002 стало настоящим подарком. Не факт, что у Ильи осталось бы столько амбиций после завершения карьеры, если бы он стал олимпийским чемпионом. Выиграв в 2002 году чемпионат мира, Лобачева и Авербух задержались в спорте еще на один сезон. Победили на чемпионате Европы, показав зажигательный рок-н-ролл, а на чемпионате мира в Вашингтоне их ждало еще одно разочарование. Танец, который поднимал трибуны на всех соревнованиях, не вызвал никаких эмоций у американской публики. Она привыкла болеть за своих. Ну, еще за соседей из Канады. Во время интервью в Вашингтоне Авербух с горечью говорил об этом. Он даже с еще одним обидным серебром готов был смириться, но не с таким приемом. Свое первое ледовое шоу Илья организовал по городам Сибири. Как он вспоминал, путешествовать приходилось на автобусах. Снимали кресла с последних рядов и оборудовали там спальные места. Спали по очереди. Только эти гастроли проходили на таком кураже, а прием публики был настолько теплым, что свое будущее Авербух определил уже тогда. Потом были запоминающиеся ледовые спектакли и успешные телевизионные проекты, удостоенные «Тэфи». Успевал Авербух ставить программы лучшим фигуристам страны. В олимпийском Сочи зрители восторгались «Списком Шиндлера» в исполнении Юлии Липницкой, с постановками Авербуха побеждала Евгения Медведева, а «Белый ворон» Михаила Коляды стал шедевром на все времена. В первом турнире шоу-программ «Русский вызов» четверть участников выносила на суд жюри и публики работы Авербуха. И победил Алексей Ягудин с совершенно потрясающей историей грустного клоуна, гоняющегося за лучиком света. Собственный юбилей и юбилей своего продюсерского центра Авербух встречает в расцвете творческих сил. «Главное, что хотел бы сказать, это огромное спасибо, - отметил юбиляр. - Спасибо тем людям, кто идет рядом со мной по жизни. Спасибо зрителям за их любовь, преданность и поддержку. И спасибо моей стране за то, что могу творить, создавать и реализовывать себя на любимом льду». Борис ХОДОРОВСКИЙ.