В России начат выпуск компонентов для солнечной энергетики
В России открыли первый завод, выпускающий компоненты для производства модулей для объектов генерации электричества на основе солнечного света. Проще говоря, из них делаются солнечные панели, которые мы часто видим на крышах домов на юге нашей страны и за границей. До этого такие панели у нас могли собирать только из импортных материалов. Теперь сделан шаг к достижению технологического суверенитета в области солнечной энергетики.
Хотя поставки комплектующих в основном шли из дружественных стран, зависимость от импорта была. Сейчас вся совокупная установленная мощность объектов генерации возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России - 6,12 ГВт, а солнечной - 2,19 ГВт. На первом отечественном призводстве уже начали выращивать слитки монокристаллического кремния и выпускать кремниевые пластины для солнечных ячеек. На заводе пояснили "РГ", что именно эти пластины монокристаллического кремния являются основой для ячеек солнечных батарей. Объем производства позволит обеспечить основным компонентом солнечные ячейки суммарной мощностью до 1,3 ГВт в год. Годовой объем производства солнечных модулей в мире - 178 ГВт.
"Новое производство - крупнейший в ЕАЭС производитель компонентов для солнечной энергетики. Его продукция защитит отрасль от конъюнктурных колебаний и откроет дополнительные перспективы развития. Солнечная энергетика может стать гармоничным и быстрым решением проблемы энергодефицита в активно развивающихся промышленных центрах, в том числе на Дальнем Востоке", - говорит сопредседатель Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Виктор Вексельберг.
Солнечная генерация - один из наиболее быстрорастущих сегментов энергетики
Помимо классических солнечных парков для централизованного электроснабжения, солнечные элементы активно интегрируются в городскую инфраструктуру. Например, освещение и фасады зданий - такие здания с солнечными фасадами уже есть в Московской области, Екатеринбурге и Уфе. Кроме того, они используются для нужд водного и воздушного электротранспорта. Например, известный путешественник и писатель Федор Конюхов пересек Тихий океан на катамаране с российскими гибкими солнечными элементами. Также высокочистый монокристаллический кремний используется в электронике - как компонент в производстве некоторых видов микропроцессоров.
Но в первую очередь запуск предприятия важен для развития проектов ВИЭ в нашей стране. По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, солнечная генерация - один из наиболее быстрорастущих сегментов мировой энергетики. Глобальная мощность солнечных генераторов к декабрю 2023 года достигла 551 ГВт, более чем вдвое превысив аналогичный показатель для мазутных электростанций, на долю которых приходится чуть более 3% общемировой выработки электроэнергии.
У нас принято часто недооценивать потенциал ВИЭ. Но в некоторых регионах именно ветровая и солнечная генерация может решить проблему возникающего дефицита энергии. Например, связанного с майнинговыми фермами. Их сейчас фактически ставят перед выбором: покинуть регионы с низкими тарифами на электричество, переехав в профицитные по производству энергии районы, но с более высокими тарифами, уйти в "серую зону", либо прекратить работу.
Как отмечает Родионов, инвестиционный цикл в солнечной энергетике короче, чем в ветровой. Свыше половины реализуемых и запланированных проектов будут завершены к 2030 году. В целом солнечная энергетика будет одной из ведущих отраслей по темпам привлечения инвестиций в ближайшие полтора десятилетия. Если российским компаниям удастся овладеть соответствующими технологическими компетенциями и при этом обеспечить снижение (в сравнении с зарубежными конкурентами) издержек, то их будет ждать экспортный успех.
Пока остаются вопросы только по сырью для работы завода. Для производства монокремния нужен поликремний. В России он производится, но пока в недостаточных количествах. На производстве о поставщиках сырья не рассказывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Но источник сырья здесь оказывается очень важным элементом, поскольку о полной независимости от импорта можно говорить только тогда, когда вся цепочка производства будет находиться на территории нашей страны. И дело здесь не в геополитических рисках. Просто в производстве солнечного оборудования моду задает Китай, и если мы хотим всерьез конкурировать с его продукцией, источник сырья не должен быть связан с нашим главным конкурентом на рынке.
Чуть более трети мощности новых солнечных проектов обеспечит Китай, в том числе за счет наличия собственной сырьевой базы, поясняет Родионов. Например, в 2022 году на долю КНР пришлось 68% глобального производства кремния, а также 14% добычи серебра, которое используется для изготовления кремниевых пластин.
Еще четверть мощности новых проектов обеспечат четыре страны: США, Бразилия, Индия и Австралия. Если Россия хочет участвовать в этой гонке, то впору подумать, что еще в Советском Союзе поликремний у нас выпускался в достаточных количествах, по крайней мере, для удовлетворения внутреннего спроса. То есть потенциал есть, а теперь есть еще и достаточно серьезный спрос.