В Воронеже расширили экспозицию западной живописи и керамики

Обновленный зал искусства Северной Европы открылся в Областном художественном музее имени И. Крамского. Посетители смогут в деталях рассмотреть уникальные экспонаты, часть которых не покидала хранилище полвека. А самый редкий объект, которым Воронеж может по праву гордиться, и вовсе представлен в полном объеме впервые за столетие.

В Воронеже расширили экспозицию западной живописи и керамики
© Российская Газета

Речь идет о двусторонней филенке с изображением святых и донаторов (заказчиков. - Прим. ред.). Это створки домашнего алтаря, расписанные неизвестным нидерландским художником начала XVI века. На деревянных пластинах изображены апостол Марк и святая Анна, на обороте - Августин Блаженный и мученица Варвара. Раньше филенку выставляли под стеклом так, что видно было только одну сторону. Теперь изготовлена специальная витрина, к которой можно подойти и сзади.

Еще одна витрина, с климат-контролем, сделана под потемневшую от времени картину "Шествие на Голгофу", помещенную в металлическую раму со створками. На позолоченной поверхности вычеканено "Рембрандт". На самом деле работа принадлежит, скорее всего, его неизвестному ученику. Но ее уровень эксперты считают очень высоким. Неслучайно в свое время картину и приобретали как рембрандтовскую.

Дерптский императорский университет, из чьей коллекции в Воронеж поступила большая часть произведений голландского искусства, при закупке экспонатов сотрудничал с серьезными экспертами. Они отыскали работы художников, которые сегодня нечасто встретишь и в крупных художественных музеях. Например, необычный по композиции портрет Христа (в профиль), принадлежащий кисти Михаэля Остендорфера, или натюрморт Вильяма Фредерика ван Ройена - других их картин в России просто нет. Среди ценных экспонатов - изящный портрет Ангелики Кауфман, натюрморты Питера Класа и Александра Адриансена.

Многие картины XVI-XVII веков написаны на дереве, которое рассыхается от времени. Сохранить их особенно сложно. Тем не менее воронежцам это удалось: работы пережили эвакуацию в годы Великой Отечественной, после войны были отреставрированы в Центре имени Грабаря.

Многие картины XVI—XVII веков написаны на дереве, которое рассыхается от времени. Сохранить их особенно сложно

До недавнего времени в зале искусства Северной Европы находился всего 21 предмет. Расширить экспозицию было сложно, так как картины были, по сути, развешаны между окнами. Новый дизайн изящно решил эту проблему за счет устройства фальшстены (проект разработала местная компания "За природу", она же помогла с изготовлением нескольких витрин). В итоге в зале поместилось около 45 предметов.

- Развеска более плотная, чем в столичных музеях, но мы постарались максимально представить те сокровища, которые есть в собрании. Если картин немецких и французских художников в запасниках еще много, то из искусства Фландрии в экспозицию не вошло только два-три морских ноктюрна (ночных пейзажа) XVII века. Здесь можно оценить разнообразие жанров западноевропейской живописи: представлены библейские и батальные сцены, бытовые зарисовки, портреты, натюрморты, пейзажи. Так, очень популярным пейзажным сюжетом у голландских и фламандских заказчиков был пожар. Города часто горели, и в трактовке художников эта страшная тема приобретала духовный смысл. Есть и интересная работа на ветхозаветную тему - по сути, триптих, где совмещены сцена с Лотом и его дочерями, бегство из Содома и его гибель. Действие происходит ночью, но все детали выписаны подробно, для передачи объема автор ввел искусственный источник света, - пояснила старший научный сотрудник, куратор новой экспозиции Валерия Меремьянина.

В работах голландцев видно увлечение итальянским искусством - например, деревья зачастую изображены изогнутыми, в духе маньеризма. Сказывалась и протестантская закалка, религиозное восприятие мира. На мысли о тщете всего земного настраивали поучительные натюрморты: на сочном персике с нежной кожицей уже сидит муха, рядом вянут листья - все пройдет, пройдет и это... В жанре vanitas (аллегорическая композиция с предметами, напоминающими о бренности жизни) мог быть выполнен и портрет - скажем, Николас Корнелис Муйарт изобразил Марию Магдалину с черепом в руках.

Наряду с живописью в зале добавилось и образцов керамики. Тут и глиняные пивные кружки с металлическим колпачком для защиты от насекомых, и делфтский фаянс, раскрашенный под фарфор, и мейсенские статуэтки. Пока установлено пять витрин, в перспективе их станет больше, отметила хранитель музейных предметов Дарья Фролова:

- Особое внимание стоит обратить на фарфоровый пласт с изображением Иисуса Христа во время осмеяния, с кровавыми следами от шипов на лбу. Это копия Людвига Штурма (вторая половина XIX века) с картины испанского художника Луиса де Моралеса "Се человек". Чтобы сделать и не испортить при обжиге такую ровную плитку, нужны мастера высокого класса и специальное оборудование. Техникой живописи на фарфоре владели единицы.

прямая речь

Юлия Зайченко, директор Воронежского областного художественного музея имени И. Крамского:

- В новом зале использовано современное оборудование, на закупку которого в прошлом году мы получили 20 миллионов рублей по нацпроекту "Культура". Это и качественный музейный свет, и витрины, одна из которых сделана эксклюзивно под размеры экспоната, и кондиционеры для третьего этажа основного здания. Для удобства слабовидящих посетителей сделана тактильная копия картины. На средства нацпроекта было также обновлено фондовое, кассовое и мультимедийное оборудование. Прошлый год, год 90-летия музея имени Крамского, был связан с рядом масштабных проектов. Отремонтированы переход между зданиями и фасад выставочного зала. Выпущен юбилейный каталог наших экспонатов. Впервые запушена линейка сувениров с символикой музея. Теперь мы начинаем подготовку к столетию. В 2024-м планируем отремонтировать внутреннее пространство выставочного зала и Дом губернатора, для которого сейчас создаются концепция и дизайн-проект. Весной откроем обновленный зал античности.