Внезапный бан и судейский произвол. Чем запомнился «Русский вызов»

Российский сезон в фигурном катании поставил жирную точку в Санкт-Петербурге – здесь прошел второй турнир шоу-программ «Русский вызов». Соревнования изначально не задались – состав участников опубликовали только 28 февраля. С учетом того, что многие фигуристы участвовали еще в Кубке Первого канала, времени на подготовку почти не было. Создалось впечатление, что фигуристы размашисто катались, а некоторые номера, как отмечали и сами члены жюри, требовали доработки. Пару раз не хватило музыки или просто не успели подогнать хореографию. Во время выступлений Варвары Ждановой и Тимура Бабаева-Смирнова, Оксаны Домниной и Максима Шабалина музыкальное сопровождение закончилось, а история на льду продолжалась – вряд ли так было задумано. Главная новинка «Русского вызова» – заданная тема программ. В прошлом году фигуристов не ставили в рамки. На этот раз в регламенте четко прописали, что все постановки должны касаться культурного наследия России. Все ли справились с этой задачей? Во время выступлений Евгении Тарасовой и Владимира Морозова звучала музыка венгро-немецкого композитора Ференца Листа, а также зрители услышали польского композитора Фредерика Шопена в номере Елизаветы Туктамышевой и Марии Петровой/Алексея Тихонова. Хотя здесь можно сделать скидку. Все же Шопен был подданным Российской империи.

Судьи, как и в первый раз, не имели никакого отношения к фигурному катанию: номера оценивали хореограф Егор Дружинин, артист балета Кимин Ким, актриса Виктория Исакова, оперная певица Аида Гарифуллина, балетмейстер Борис Эйфман, актер Сергей Безруков и хореограф Алла Сигалова. После каждого выступления один из членов жюри делился впечатлениями от выступлений. Не все мнения пришлись зрителям по вкусу. Эмоции болельщиков – это отдельный вид искусства. Сильнее всего от зрителей досталось Безрукову, Дружинину и Исаковой – зрители не давали своих фаворитов в обиду, мощно освистывали судей, тем самым не соглашаясь с их мнением.

Самое интересное началось после всех выступлений. В этом году организаторы решили изменить систему судейского голосования: теперь каждый член жюри определял свою тройку лидеров и ставил им баллы от 1 до 3 в зависимости от места. Победителем стал тот, кто набрал большее количество баллов. Система судейства стала справедливее.

Еще лучше стало во время индивидуальных номинаций: по правилам турнира, участник не может унести сразу несколько призов. Но судьям, вероятно, не объяснили правила награждения фигуристов, многие из них во время вручения номинаций путались и быстро пытались перекинуть приз на другого участника турнира. Алла Сигалова решила оба приза в номинациях отдать Ксении Синицыной (бронзовый победитель турнира) – за яркое воплощение и верность времени. Ей пытались возразить и объяснить, что вручать сразу несколько призов за один номер нельзя, но Сигалова решительно отвергла правила турнира и заявила: «Будет так, как я сказала!». Коллегу поддержал Безруков. – он вручил Синицыной четвертый приз.

Вызывает вопросы и онлайн-голосование, которое было открыто на сайте Первого канала с 17:00 и до окончания соревнований, то есть еще до самих выступлений участников турнира. Получилась, скорее, битва фандомов, в которой победу одержали поклонники Максима Некрасова и Василисы Кагановской.

Не будем забывать, как начался и сам турнир – со скандала. Буквально меньше, чем за сутки до начала из списков пропали Станислава Константинова и Софья Леонтьева/Даниил Горелкин (выступали вне конкурса). Организаторы посчитали их номера неподходящими под формат, хотя во время рассмотрения заявок вопросов ни у кого не возникало.

«Русский вызов» – отличная идея разнообразить сезон как для самих фигуристов, так и для болельщиков, но еще много над чем предстоит работать. Стоит делать паузу хотя бы в две недели между турнирами, объявлять тему заранее, чтобы номера не были сделаны на коленке, а также подумать над составом судейской бригады и системой номинаций.