Войти в почту

«Стараемся, чтобы партнеры работали без «один тащит другого». Не люблю хаос в движениях». Интервью тренера Хаврониной и Нарижного

Мария Боровикова, работающая с дуэтом Ирина Хавронина — Девид Нарижный, а также с рядом других фигуристов, подводит итоги сезона. Как Ирине Хаврониной и Девиду Нарижному, которые образовали союз всего лишь год назад, удалось занять стабильные позиции в сборной России? Каковы сильные стороны и особенности характера у каждого? Об этом и многом другом рассказала тренер дуэта Мария Боровикова. Она проанализировала успехи и проблемы всех своих учеников в минувшем сезоне, отношения внутри коллектива и важные нюансы танцевальных программ. Также тренер назвала фигуристов, у которых видит особый прогресс, и объяснила, почему верит в возвращение на международные старты. «Техника Девида ближе к нашей, а по эмоциям сильнее Ира» — Как вы в целом оцените минувший сезон для своей группы? Довольны собой и учениками? — Мы очень довольны результатами и работой всей нашей команды. Ира с Девидом сейчас занимают стабильно третью позицию в сборной команде России. Это, я считаю, очень большое достижение для пары, существующей всего лишь год. Впереди нас только чемпионы страны. Мы чувствуем, как ребята быстро развиваются, их потенциал. С каждым стартом это было заметно не только по баллам, но и по катанию, прогрессу. Правда, то, что Ира с Девидом делают на тренировках, мы пока показать не смогли. Не хватает совместного опыта, чтобы так раскрепощенно, свободно, на большой скорости катать программы, как на тренировках. Но мы будем этого добиваться и улучшать не только технические их возможности, а и вот эту свободу катания. Они очень хорошо внутренне передают свои образы, но мы, тренеры, хотим видеть больше объема. Аня с Артемом (Анна Коломенская и Артем Фролов. — Прим. «Матч ТВ») тоже в этом сезоне показали свой максимум: выиграли почти все соревнования, под конец стали вице-чемпионами России на уровне юниоров. Лиза с Матвеем (Елизавета Малеина и Матвей Самохин. — Прим. «Матч ТВ») вошли в юниорскую сборную, и мы рады их развитию. — Давайте разберем по порядку все ваши дуэты. Союз Ирины и Девида образовался чуть больше года назад — и уже в первый совместный сезон столько успехов. — Да, они встали в пару 17 февраля. Мы не так давно что-то обсуждали вместе, и вдруг меня осенило. Говорю: «Слушайте, а когда все началось? Давайте-ка по сообщениям поднимем!» Мы посмотрели переписку и вычислили, что 17 февраля — тот самый день, когда ребята приехали к нам на каток и впервые взялись на льду за руки. Вообще, про Иру с Девидом можно говорить бесконечно. Все увидели, что они созданы друг для друга. Они очень талантливы, на их катание приятно смотреть, а нам приятно с ними работать. — Кто из них в чем сильнее, по вашим наблюдениям? — Техника Девида ближе к нашей, в этом с ним проще. У Иры немножко другая, поэтому с ней пришлось больше работать над шагами, поворотами и другими нюансами. По эмоциям сильнее Ира. Девид тоже очень наполненный внутренне, и мы стараемся, чтобы он лучше это раскрывал для зрителей и судей. Плюс он пока что больше сконцентрирован на программе. Все-таки в танцах девочка отвечает, прежде всего, за красоту, а партнер — за основную часть программы. — Как вы настраиваете своих учеников перед прокатами? — Перед самим прокатом мы уже стараемся ничего не говорить, так как планомерно подводим учеников к этому моменту. Мы ведь не просто готовимся к соревнованию, а и работаем психологически — где-то за неделю до турнира начинаем процесс. В день проката просто говорим: «Вы молодцы, хорошо готовы, у вас все получается. Сейчас выйдите и порадуйте своих болельщиков!» У нас как-то все естественно складывается. Мы ребят любим. После проката обняли, похвалили. Всегда есть нюансы, что где-то не доработали, но мы не акцентируем особое внимание. Только уже когда встречаемся на следующей тренировке, начинаем больше работать над фрагментами, которые хуже получились на старте. — Чего Ирине с Девидом не хватило для побед на обоих этапах Гран-при? — Кажется, только совместного опыта. Все остальное было очень хорошо. — Девид честно признался, что чемпионат России — главный старт сезона для вашей команды. Как он прошел для вас как тренера? — Для нас чемпионат был площадкой, где можно продемонстрировать то, над чем мы трудились весь месяц. После Гран-при был как раз ровно месяц на подготовку, и мы все это время очень-очень активно работали над техникой, физикой. Ребята выкладывались на тренировках, и теперь — в решающий момент — хотелось показать, что мы улучшились после предыдущего старта. Мне кажется, это получилось. — На Спартакиаде ребята получили свои лучшие баллы сезона. — Вот я и говорю, что они в этом сезоне росли от турнира к турниру. И улучшались не только баллы, а и умение прочувствовать свою программу. Сейчас к ним начинает приходить совместная уверенность. Значит, прокаты будут даваться легче. Ведь когда ты хорошо чувствуешь партнера, едется с ним легче. «Каташинская закончила, но сейчас вроде бы хочет вернуться» — Пара Анна Коломенская и Артем Фролов давно выступает вместе. Как охарактеризуете их в этом сезоне? — Все были довольны их программами, которые выделялись на фоне других. Мы постарались подобрать произвольный танец под Артема, так как он у нас мальчик видный, красивый, с пышной шевелюрой. Решили поставить танго. Важно, что ребята уже прочувствовали друг друга, научились смотреть глаза в глаза. Этим отличались от других юниорских дуэтов. У них взаимодействие стало видное. — У вас новая пара — Елизавета Малеина и Матвей Самохин. Как и когда образовалась? — В декабре 2022 года. То есть они катаются вместе чуть больше года. Так получилось, что мы расстались с Алисой Овсянкиной, а Лизу примерно в тот же период расставили с партнером. Она буквально несколько дней каталась одна, а потом мама Лизы позвонила нам, попросилась на просмотр. Они приехали, попробовали с Матвеем покататься — и мы сразу увидели перспективы. — Почему Лиза с Матвеем выступили всего на трех турнирах за сезон? — У них сейчас непростой возраст: оба растут, и приходится все время регулировать нагрузки. Каждому турниру ведь предшествует серьезная подготовка, высокие нагрузки, а потом нужно восстановиться, чтобы начать подготовку к следующему турниру. Плюс у ребят выпускной класс (девятый), подготовка к ОГЭ, много занятий с репетиторами каждый вечер. Осенью было недомогание на этом фоне, поэтому получилось немного турниров. Но они везде выступали хорошо. Мы решили, что пока возможности поехать на международные старты нет, пусть Матвей с Лизой участвуют в основных внутренних, и этого пока хватает. Заявиться на множество турниров — случится перегруз. Мы заботимся о здоровье спортсменов, ибо хотим, чтобы их карьера на льду была долгой и успешной. Так что бережем учеников, чтобы они были в нужный момент готовы и здоровы. — У вашей дочки Стефании все стабильно: выступает с Максимом Ситько уже третий год. Как их успехи? — Все идет по плану: ребята давно скатались и хорошо друг друга чувствуют, стали технически грамотными, красиво катят, скольжение очень приличное для их возраста. Уделяем сейчас больше внимания растанцовкам на полу, умению двигать корпусом. Мы довольны, как Стефания с Максимом растут в плане своих навыков. Как я уже говорила, смотрим не только на баллы, а и на прирост мастерства от года к году. — Как дела у Екатерины Каташинской? Она так и не нашла нового партнера для своего роста? — Катя закончила, но сейчас вроде бы хочет вернуться, как мне говорили общие знакомые. После Саши Васьковича она сезон прокаталась с Матвеем Грачевым, но он решил уйти из спорта. Катя долго искала нового партнера, затем пробовала скататься с Пашей Драко. Но вскоре сама Катя решила закончить. Паше мы нашли девочку, они сейчас выступают по мастерам. — Кто еще занимается у вас в группе? Расскажите о подрастающем поколении. — В младшей группе у нас много пар. Лилия Литенко с Матвеем Шипиловым, Эвелина Валиева и Игнат Пахомов — это как раз подрастающее поколение юниорское. Дальше у нас идут новисы: Стефания с Максимом, Юля Гринько и Саша Рыженков. Есть еще совсем юные София Науменко и Артем Гаманов (мы их сейчас будем выводить в кандидаты в мастера спорта), Диана Сарвартинова и Георгий Абрамов. Также у нас занимаются Ирмак Юсел и Данил Пак, представляющие Турцию. Даня раньше катался за Казахстан. Ребята пока вместе только один сезон. Посмотрим, что дальше. «Мы стараемся, чтобы оба партнера работали гармонично, без «один тащит другого». Не люблю хаос в движениях» — Давайте перечислим всех педагогов вашей команды. — Мы с Денисом Самохиным — главные тренеры. Никита Назаров и Соня Дюваль (наши бывшие ученики) отвечают за младшую группу, но иногда помогают и со старшими фигуристами. Хореографы: Николай Никонов, Ирина Балкина, Анастасия Кожевникова, Бао Гришанкова. Специалист по физической подготовке — Владимир Медведев, также приходят акробаты для работы над поддержками. Отдельно Ире и Девиду помогает Алексей Тихонов — он с ними отрабатывает поддержки технически, чтобы их проще было исполнять. Еще хочу отметить врача нашей команды — Диляру Хуснутдинову. — Будете ли обращаться к узкопрофильному специалисту для постановки нового ритмического танца? — Следующий сезон обещает быть разноплановым, без предписанных ритмов. То есть тема свободная. Поэтому думаю, что мы справимся сами. Тем более у нас в команде сильный хореограф, который много работает с учениками над пластикой, дает в зале бальные танцы и просто танцы на раскрепощение. — После прошлогоднего рассказа Девида показалось, что у вас в группе — демократия. Как вы строите отношения с учениками? Много ли даете им свободы в плане выбора музыки, новых элементов, участия в том или ином турнире? — Со взрослыми спортсменами логично вести себя немножечко по-другому. Ведь у них сформировано свое «я», есть вкусы и принципы. Конечно, мы всегда вместе обсуждаем и музыку, и костюмы. Принимаем решения вместе. Тренер не должен говорить взрослому человеку: «Только так и никак по-другому». Но если мы чувствуем, что какая-то музыка явно не подойдет, что ее не воспримут судьи и зрители, мы, конечно же, ее отвергаем. Пока что таких безапелляционных ситуаций не было — у нас обычно сходятся мнения. Например, в случае с ритмическим танцем Девид сразу сказал, что хочет кататься под Майкла Джексона. Много ходило разговоров со стороны, что Джексона выберут все. Но я знаю, что такое любить его творчество — у нас вся семья обожает эту музыку. Поэтому, когда Девид озвучил свое желание, мы были искренне за. — Ирина в декабре озвучила любопытное наблюдение: «Нам часто неудобно перед тренерами, когда они видят, что мы с Девидом поругались, порычали друг на друга. Они стараются нас уравновешивать». Как же вы разряжаете обстановку? — У нас к ребятам свой подход, они к нам прислушиваются. Бывает, что поругались, затем помирились. Мне кажется, это у всех случается, кто в паре катается. Главное, что до крайности не доходит. Здесь очень важный момент: у Иры такой характер, что если что-то не удается, она сильно расстраивается. Когда ребята к нам только пришли, она сразу честно призналась в таком недостатке. Они с Девидом оба индивидуалисты. Нам, тренерам, остается лишь принять и стараться с этим работать, немножечко на свой лад воспитывать. Мне кажется, сейчас гораздо проще стало с эмоциональностью. А может быть, просто пошел прогресс — и поводов для расстройства меньше. — На что вы обращаете больше внимания в тренировочном процессе? — Один из важнейших принципов нашего творчества: развивать спортсменов в разных направлениях. Мы хотим, чтобы каждый дуэт стал индивидуальностью. Поэтому стараемся, чтобы каждая созданная программа подходила именно исполнителям. Мы все тщательно продумываем заранее, фигуристы сами находят себе стиль. Например, в случае Лизы с Матвеем, пока они молодые, мы пытаемся пробовать их в разных стилях. В этом году они сами выбирали себе музыку. Оба фанатеют от балета Тодес, вместе ходят в театры и смотрят представления. Свой восторг они воплотили в произвольном танце. Еще мы стараемся, чтобы оба партнера работали гармонично, без «один тащит другого». Не люблю хаос в движениях! И спортсмены нашей группы сами уже многое видят, стараются доводить каждое свое движение. Не должно быть такого, что откуда ни возьмись взмахнет рука или нога — вдруг взлетела и упала. Для меня идеальный пример катания — у Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. У них отработаны все мелочи, каждое отведение руки или ноги, каждый ронд, пассэ, кудепье… все дополняется корпусом, головой, взглядом. Это, конечно, сложно исполнять на льду, потому и эксклюзив. Но нужно добиваться! Что касается техники, то чисто выполнить дорожку на третий или четвертый уровень — очень хорошо. Но для спортсменов высокого уровня важно и то, чтобы в связках коньки ставились на ребра. От этого зависит рисунок программы — он должен быть по дугам, не по прямой. Возможно, в России не все судьи смотрят на такие мелочи, но мы ориентируемся на слова наших ведущих судей и на взгляды мировых специалистов. И нам приятно, что Ира начала раскрываться в этом плане, с интересом разбирать каждое движение. Вообще, у Девида с Ирой есть все данные для катания в танцах на льду. Но предстоит еще очень много работы, и ребята это понимают. Далее, хочется видеть во всех своих постановках красивые музыкальные акценты. Чтобы каждая связочка, каждый шажочек были идеально в ритм. Мы очень много работаем над музыкальностью, потому что такие программы воспринимаются гораздо интереснее. Слышать музыку и двигаться на «раз, два, три» — это еще не всё. Нужно ее чувствовать. Тогда у зрителей создается особое впечатление. Хочется где-то затянуть ритм, где-то повторить или добавить нюанс. Все это дает ощущение жизни в музыке: ее становится слышно изнутри. Те же Пападакис и Сизерон отличались своей музыкальностью, линиями, наполнением каждой секунды программы. У них все было завершено от и до. Мы стремимся к такому. Многие вещи порой тяжеловато сделать на коньках, тем более в паре. Но фигуристы скатываются и со временем начинают более уверенно чувствовать себя рядом друг с другом. Так что будем продолжать работать над идеальными музыкальными нюансами в момент катания на коньках. Кстати, отмечу, что музыкальный вкус у фигуриста важно воспитывать с детства. Для этого ребенку хорошо бы привлечь преподавателя музыки. Ведь для новичков существуют обязательные танцы, и основной компонент в его оценках — музыкальность. «Открытие сезона для меня — мужское одиночное катание. Случился такой прорыв, которого очень давно не было» — Подкатываете ли вы кого-то из одиночников, парников? — Прошлым летом я работала с Валерией Лукашевой, которая недавно заняла третье место на Мемориале имени С. А. Жука. Она сейчас в группе Этери Тутберидзе. Я с Лерой занималась скольжением и отработкой дорожек шагов. Сейчас я подкатываю Никиту Кожевникова — сына нашего хореографа. Мальчик пока катается по первому юношескому разряду, стараюсь оттачивать его скольжение. — Давайте завершим беседу первым вопросом, только в расширенном варианте: как вы оцените уходящий сезон для российского фигурного катания в целом? — Во-первых, мы очень рады, что Федерация фигурного катания России организовала столько турниров для фигуристов. Каждый раз это отмечаем, и мне не жалко озвучить большое спасибо за то, что спортсмены востребованы. Открытие для меня — мужское одиночное катание. Случился такой прорыв, которого очень давно не было. Все наши мальчики и прыгучие, и артистичные, и программы у них интересные, и такая конкуренция серьезная! Наверное, за счет соперничества они и улучшаются. Ведь это необходимая вещь для роста спортсмена. Начинает конкурировать и парное катание. Уже не только два стабильных лидера, а подрастают хорошие молодые пары, на которых интересно смотреть. Это тоже приятно, когда более опытных начинают шевелить и те чувствуют, что нужно много работать, чтобы молодежь не объехала. В танцах сейчас тоже кладезь молодых интересных дуэтов. Я вспоминаю прошлый сезон, когда на этапы Кубка России еле-еле набиралось по три пары. Сейчас их очень много: все 10 мест были заняты и даже не хватало. Поэтому танцы потихонечку тоже прогрессируют. Как обычно, наши маленькие юниоры прыгают очень круто. Дай Бог им здоровья, чтобы у них это мастерство осталось надолго! И чтобы хватило к тому моменту, когда мы снова начнем выходить на международный уровень! — А что думаете про фигурное катание за пределами России? Смотрите турниры? — Мы смотрим отдельные прокаты — тех, кто нам интересен. Это молодые дуэты в сеньорах и подрастающие юниоры, с которыми мы будем соревноваться. Мы ведь все равно встретимся рано или поздно. Настанет время, когда российские спортсмены вернутся на международную арену, и наши танцоры должны быть сильнее. — Догадываюсь, что зарубежные специалисты тоже наблюдают за российскими спортсменами. — Это однозначный факт. Нам очень многие коллеги звонят, пишут, поздравляют с хорошими выступлениями Иры и Девида. Все солидные тренеры из-за границы их отметили. И вообще, когда Денис [Самохин] ездил на международные турниры с нашим турецким дуэтом, коллеги его хорошо встречали — именно по-дружески. Так что политика политикой, а теплые человеческие отношения все равно остаются.

«Стараемся, чтобы партнеры работали без «один тащит другого». Не люблю хаос в движениях». Интервью тренера Хаврониной и Нарижного
© Матч ТВ