Эдуард Самохин: «В стилистике Дюбрей, Лозона и Агенауэра успешно работают только они сами. Другие пытались сделать что-то похожее, но не смогли создать соизмеримое»
— Долгое время считалось, что канадцы просто предложили новую хореографию, внесли в танцы на льду новую стилистику, однако они ничего не смогли бы сделать, если бы не оттачивали технику владения коньком до совершенства. Насколько я знаю, в их штабе трудится целая бригада специалистов, которые работают над техникой скольжения, вращений, поддержек, над хореографией в разных ее видах, над театральным мастерством и так далее.
— Разве сегодня не все так работают?
— Давайте я вас сам спрошу: кто у нас в стране самый успешный тренер? Отвечу: Ирина Александровна Винер. Не только потому, что она занимается отбором талантов по всей стране, но и потому, что она собирает лучших специалистов для работы в своих школах. Она построила свою вертикаль: пригласила к себе самых лучших из тех, кого нашла, всех обеспечила жильем, хорошей зарплатой. Это все специалисты высокого класса.
Да, у нее есть возможности для таких решений, но есть и понимание, что надо делать именно так. Я уверен, что такое же понимание есть и у канадцев. То есть они понимают, что уровень профессионализма тренеров второго-третьего эшелона должен быть таким же высоким, как и первого. Этот тезис работает для всех координационных видов спорта, особенно для танцев на льду.
В фигурном катании непреходящую важность имеют тренеры, которые ставят конек, знают, как научить технике. В любом тренерском штабе должны работать специалисты, равные первому лицу по профессионализму и пониманию. Понятно, что у них в Канаде в финансовом плане гораздо больше возможностей, поскольку у них катаются лучшие спортсмены со всего мира, понятно, что они работают с Романом Агенауэром, который чрезвычайно талантлив, но их уникальность в том, что они собрали отличную команду, в которой специалисты, чьи имена даже не на слуху, каждый день пашут. Так что их успех заключается именно в этом.
— Но вы согласны, что они привнесли в танцы на льду моду на новую хореографию?
— Мода на это есть, но посмотрите: в этой новой стилистике успешно работают только они сами, и никто больше — ни Барбара Фузар-Поли, ни Юрис Разгуляевс, ни Марина Зуева, ни Игорь Шпильбанд, ни наши тренеры — никто не перешел на эту хореографию. Пытались повторить, сделать что-то похожее, но не смогли создать что-то соизмеримое, — сказал заслуженный тренер России Эдуард Самохин.