Все познается в сравнении. Итоги финала международного Гран-при сквозь призму результатов Гран-при России
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ. Гран-при ISU
В Гренобле завершился финал престижной серии Гран-при ISU. В нем участвовали по шесть сильнейших одиночников, спортивных пар и танцевальных дуэтов, определившихся по итогам шести этапов. Российские фигуристы вот уже третий сезон по чисто политическим причинам отстранены от этих соревнований, а Кубок «Ростелекома», ранее входивший в серию, заменен на этап в пригороде финской столицы Эспоо. И все же, как ни старались руководители Международного союза конькобежцев следовать рекомендациям МОК и Госдепартамента США, вычеркнуть российских фигуристов из жизни им не удалось. И на самой серии Гран-при ISU можно отыскать «российский след», и без постоянных сравнений с Гран-при России не обходится. Сопоставляли не столько оценки победителей и призеров, сколько сложность программ и качества постановок.
Американке хватило одного трикселя
Состав финала серии Гран-при ISU, как правило, сильнее, чем чемпионат мира. На нем нет ограничения в три участника от одной страны. Вот и в Гренобле с американкой Гленн Амбер соревновались пять японок во главе с трёхкратной чемпионкой мира Каори Сакамото. Все свои титулы она завоевала после того, как ISU отстранил от участия от международных соревнований россиянок. До этого, в лучшем случае, зарубежные фигуристки могли рассчитывать на ошибки одной из трех россиянок и бронзу считали за счастье. Ни у одной из японок в арсенале нет элементов «ультра-си» - четверных прыжков и трикселя, как называют фигуристы тройной аксель. Вот и хватило Амбер всего одного такого прыжка в короткой и произвольной программах, чтобы стать чемпионкой. До баллов, набранных на российском Гран-при Аделией Петросян в Казани и Москве, а также Алиной Горбачевой в Санкт-Петербурге, чемпионке Гренобля очень далеко. Не факт даже, что она обыграла бы победительницу двух других российских этапов Анну Фролову, не имеющую в своем арсенале элементов «ультра-си». Программы у питерской фигуристки намного интереснее, чем у американки и всех японок.
Малинину не помог рекорд
В нынешнем сезоне на российских этапах мы наблюдаем высочайшую конкуренцию у мужчин. И как минимум восемь наших фигуристов, исполняющих по два четверных прыжка в короткой программе и по четыре (Марк Кондратюк даже пять) в произвольной, могли бы в Гренобле бросить перчатку Илье Малинину. Американец с уральскими корнями исполнял произвольную программу последним, создав себе хороший задел после короткой. И замахнулся на рекорд сложности. Малинин исполнил семь четверных прыжков, включая аксель в четыре с половиной оборота. Больше просто нельзя по правилам. Только техническая бригада на всех прыжках усмотрела недокруты, а с лутца Малинин вообще упал. В результате он даже произвольную программу выиграть не смог, уступив Юмо Кагияме. Фигурист из Страны восходящего солнца, которого тренирует сейчас итальянка Каролина Костнер, включил в свою программу «всего» четыре четверных, да еще и сдвоил сальхов. Баллы лидеров Гренобля могут впечатлить тех, кто не следит за российским фигурным катанием. До гроссмейстерской суммы в 300 баллов ни Малинин, ни его японские конкуренты не дотянули. А вот Евгений Семененко и Григорий Федоров в Москве, а также Владислав Дикиджи в Санкт-Петербурге на этапах Гран-при России этот рубеж пробили. С контентом у них все в порядке, на международных стартах они были бы вполне конкурентоспособны. А уж программы, и не только у них, а и у Петра Гуменника, Марка Кондратюка и еще нескольких российских фигуристов намного интереснее.
Питерский «немец» и пермские «грузины» на пьедестале
Не нужно быть большим знатоком фигурного катания или рьяным патриотом, чтобы утверждать: обе сильнейшие российские спортивные пары Анастасия Мишина/Александр Галлямов и Александра Бойкова/Дмитрий Козловский пока недосягаемы для конкурентов. При том, что пьедестал в Гренобле и так наполовину состоял из наших фигуристов. Бронзовыми призерами стали представлявшие Грузию Анастасия Метелкина и Лука Берулава, тренирующиеся в Перми у Павла Слюсаренко. Несмотря на все препоны, уральский тренер сопровождал своих учеников во Францию. В пермской группе «грузинские» фигуристы по рангу в лучшем случае - четвертая пара. Три сильнейшие выступают на российских соревнованиях. Питерский фигурист Никита Володин с российскими партнершами никогда высоко не поднимался. В какой-то момент он вообще без партнерши остался, и специально для него хотели уговорить вернуться в большой спорт Юко Кавагути. Когда от этой идеи отказались, Никиту поставили в пару с немкой Минервой-Фабьен Хазе. Финал Гран-при ISU немецко-русская пара выигрывает второй год подряд.
О русских упомянуть разрешили
Турнир танцоров в финале Гран-при уверенно выиграли действующие чемпионы мира Мэдисон Чок и Айвен Бэйтс. Будем объективны: ни один из российских танцевальных дуэтов обыграть их со своими нынешними танцами не смог бы. А вот со всеми остальными вполне могли «зарубиться» в борьбе за призовые места. В танцах уже много лет на всех крупнейших соревнованиях между собой соперничают одни и те же дуэты. В нынешнем сезоне в элиту вошли и Евгения Лопарева с Жоффре Бриссо, которые после ухода олимпийских чемпионов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона стали первым номером сборной Франции. В иные времена эта пара могла бы выступать за сборную России. Но москвичке Лопаревой так и не нашли достойного партнера в нашей стране. И у Жоффре в биографии есть «русский след» - он помолвлен с Евгенией Рябовой, москвичкой, выступавшей за Азербайджан. В нынешнем сезоне для ритм-танца используется музыка 50-70-х годов. В Монреале все хитовые мелодии отдали другим дуэтам, а для Лопаревой и Бриссо оставили «Распутина» в исполнении «Бони М». Кто бы мог подумать, что это станет поводом для скандала на Кубке Варшавы - турнире из серии «Челленджер», куда менее престижной, чем Гран-при. Больные русофобией поляки заставили заменить финальные слова песни 70-х годов «Ох, эти русские» на «Ох, эти танцоры». Французы вынуждены были смириться, но в Гренобле музыкальное сопровождение вернули к первоисточнику. Это, правда, не помогло Евгении и Жоффре, которые заняли лишь 6-е место. Впрочем, в танцах, чтобы совершить прорыв на пьедестал, нужно выступать и совершенствоваться долгие годы. Американским чемпионам финала Гран-при и итальянским вице-чемпионам уже далеко за 30. У молодых российских дуэтов, громко заявивших о себе на нынешнем Гран-при России, есть все шансы на долгие годы стать законодателями мод в танцах. Если, конечно, их вернут на международные соревнования. Ведь замыслы наших постановщиков куда интереснее, а их воплощение уже на хорошем уровне. Светлана НАУМОВА.