В международном фигурном катании завершился главный старт сезона — чемпионат мира в Бостоне. И мне как представителю женского одиночного катания он запомнится, конечно, неожиданной победой Алисы Лью.
Впервые о ней услышала на юниорских этапах Гран-при, сама тогда уже выступала во взрослых соревнованиях. Алиса принадлежит к поколению Саши Трусовой, Ани Щербаковой, Алены Косторной. Но, кстати, на этом чемпионате мира были и спортсменки моего поколения — американка Эмбер Глен, — мы катались с ней еще в юниорах. В те же времена с нами выступали Сатоко Мияхара, Грейси Голд.
Лью немного моложе, но я хорошо помню, как она ярко ворвалась в юниорское одиночное катание — с прыжками ультра-си, с яркой харизмой и задором. В то время русские девочки выигрывали все, но Алиса была одной из немногих, кто мог с ними конкурировать.
История Лью — словно сценарий для фильма. Яркий дебют, резкое исчезновение с радаров и эффектное возвращение с победой. Очень интересно, как она проявит себя в следующем сезоне. Мне кажется, почувствовав вкус победы, она больше не захочет уходить. Либо эта вспышка погаснет, либо засияет еще ярче.
Это нетипичная история, но она может сильно мотивировать молодых спортсменов. Подростки часто сталкиваются с кризисами и сомневаются, можно ли вернуться после паузы. Алиса доказала, что можно.
Чемпионства тяжкий груз
Каори Сакамото стала второй, но она уже давно вписала себя в историю фигурного катания. Ее любят зрители, она популярна. Да, она уступила в Бостоне, но сделала это достойно, с уважением к сопернице. Три года подряд быть "чемпионкой всего" — это колоссальное давление. Сейчас, мне кажется, ей станет психологически легче входить в олимпийский сезон — появится понимание, что есть куда расти. И потом есть такое наблюдение — олимпийские чемпионки практически никогда не выигрывали предшествующий Играм чемпионат мира. Программы Каори вдохновляют своей красотой, они олицетворяют женское одиночное катание. Оно должно оставаться самым красивым видом.
Если бы она откатала чисто, судьям пришлось бы очень непросто выбирать между ней и Лью. Домашняя поддержка, конечно, сыграла свою роль.
Теперь перед американской федерацией стоит сложный выбор: кто их номер один? Действующая чемпионка мира Лью, утонченная Изабель Левито или скоростная Эмбер Глен с тройным акселем, ставшая в Бостоне четвертой? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже после межсезонья.
Что касается Софьи Самоделкиной, которая теперь выступает за Казахстан, видно, как изменилась ее подача — стала мягче, женственнее. Это заслуга Рафаэля Арутюняна. Да, она всего 14-я, но их совместный путь только начинается. Арутюнян — один из лучших тренеров мира. Сейчас хорошо видно, как Софье очень идут красивые программы. Пусть без прыжков ультра-си выбиваться в топ сложно, но, я думаю, она планирует их вернуть. Желаю ей в этом удачи. Главное — она осознала, чего хочет.
И еще немного о тех, кто впечатлил в Бостоне. Бельгийка Нина Пинзарроне — сейчас она выглядит увереннее Луны Хендрикс, хотя обе очень яркие. У Нины потрясающий стиль и отличные программы. Также выделила бы швейцарку Кимми Репонд — невероятно элегантную фигуристку с идеальными линиями. Даже ошибки этих девушек не испортили общего впечатления — это то самое женственное катание, которое так ценится в нашем спорте.
Шанс вернуться
Наблюдая за чемпионатом, я поймала себя на мысли: за рубежом спортсменки могут сделать паузу и вернуться, как Эмбер Глен или Алиса Лью. У нас же, если пропустишь сезон, сразу становишься догоняющей. Это наши девочки хорошо понимают.
Что до российских фигуристок — сейчас, как бы грубо это ни звучало, у Аделии Петросян нет конкуренток. Она номер один: техника, артистизм, хореография — все на уровне. Приблизиться к ней будет крайне сложно. Я также выделила бы Анну Фролову — она стабильна, представляет то самое зрелое женское катание. И Алину Горбачеву, которая и не так стабильна, но зато у нее есть четверной сальхов — это ее козырь.
Если ей поставят удачную программу к следующему сезону, она вполне может стать вторым номером. Остальные пока выглядят менее убедительно.
Сейчас женское катание не такое конкурентное, как во времена Трусовой, Щербаковой, Камилы Валиевой. Мы видим меньше ультра-си, но у нас подрастает хорошее поколение, и через четыре-пять лет все снова наберет обороты. Все в нашем виде спорта циклично, это норма.
Конкуренция, зрелищность, развитие
Я хорошо помню, сколько было прогнозов, что с нашим отстранением в 2022 году фигурное катание в России покатится вниз. Прогнозы не сбылись. Напротив, мы увидели много интересного. Федерация фигурного катания на коньках России активно поддерживает спортсменов. Появились новые форматы — прыжковый турнир, шоу-программы. Интерес к виду спорта в стране только растет. А вот к международным стартам — наоборот. Сегодня фигурное катание в России — это конкуренция, зрелищность и непрекращающееся развитие.
Я еще четыре года назад говорила о будущем подъеме в мужском катании. И рада, что не ошиблась. Если бы сейчас на чемпионат мира поехал Влад Дикиджи или Петр Гуменник, они вполне могли бы бороться за пьедестал. Для Влада ключевым был бы четверной аксель — с ним он мог бы даже побороться с Ильей Малининым.
Да, сейчас лидер Малинин, он в этом сезоне этот факт доказал безапелляционно. Он пришел на смену Нейтану Чену. Но лично для меня открытием Бостона стал Михаил Шайдоров. Просто классный парень. Мне нравится, как с ним работают олимпийский чемпион Алексей Урманов и Иван Ригини. Это было абсолютно заслуженное серебро.
Результат Урманова удивителен. Редкость, когда великий спортсмен становится хорошим тренером. Но Урманову это удается. Когда-то должен был появиться спортсмен, с которым у него сложится. Сейчас их команда — хорошее сочетание тренера, хореографа и спортсмена. Хореограф Ригини сам был артистичным фигуристом, который ставил себе программы. Он очень много внимания уделял танцу, хореографии, а сейчас сам делится этим опытом — и результат налицо.
Бронзовый призер Юма Кагияма — мягкое катание, типичный японский стиль. Он мне напоминает Шому Уно — это легкость, выразительные прыжки. Классика, которой не боится Юма, всегда опасна тем, что обнаруживает любые недочеты. Но он гармоничен в этом. Видно, что работает над телом, занимается танцем.
Отдельно о французе Адаме Сяо Хим Фа. Это большой талант. Я его знаю давно — с тех пор как помогала Флорану Амодьо в лагере и работала с Адамом. Уже тогда он был невероятно вежливым, внимательным, впитывал каждое слово. С таким отношением к делу он и добился результата. Мне жаль, что у него сломался ботинок в короткой программе. Но он еще поднимется. Уже в следующем году может быть в числе лидеров. Не могу обойти вниманием Николая Мемолу из Италии — балетный, утонченный фигурист, и француза Кевина Эймоза — это актер на льду.
Смогли бы тот же Дикиджи или Гуменник со своим катанием пробиться в топ-5? Я думаю, да. Потому что сегодня у нас действительно сильные мужчины. Посмотрите на состав чемпионата России — он был невероятным. А какие юниоры подрастают! Лев Лазарев, Арсений Федотов — это космос.
Работаем и не отвлекаемся
Разговоров о допуске к международным стартам все больше и больше — сдвиги действительно пошли. Федерация фигурного катания на коньках России подала списки участников на согласование в Международный союз конькобежцев. До сентябрьского отбора времени все меньше. Стоит ли сейчас заострять на этом какое-то особое внимание? Я думаю, что нет. Допустят — хорошо, нет — работаем дальше.
Наша сборная в случае допуска к Олимпиаде будет одной из самых сильных, она сможет бороться за золото в личных видах за самые высокие места. Наша команда была одной из лучших, таковой и остается. Но все внимание приковывать к этому не стоит, все может поменяться очень быстро. Просто надо тренироваться и быть готовыми в любую секунду. У нас классные турниры, у нас сильнейшая поддержка болельщиков. То, что делает Первый канал с федерацией для нашего вида спорта, делается на высочайшем уровне. Мне есть с чем сравнивать.