Художник на льду и в жизни. Фигуристу, олицетворявшему ленинградскую школу, исполнилось три четверти века

В послужном списке Юрия Овчинникова всего одна медаль, завоеванная на чемпионате Европы. Да и то, бронзовая. Третье место он занял на ЧЕ-1975 в Копенгагене. Тем не менее, этого фигуриста помнят до сих пор.Овчинникова отличали потрясающая музыкальность и редкие по красоте и амплитуде прыжки. Одним из первых он включил в произвольную программу четыре различных тройных прыжка. Для 70-х годов прошлого века это был настоящий прорыв. Овчинников был завсегдатаем Мариинки, что во многом обусловило его яркий индивидуальный стиль. А прыжки действительно были эталонными: пролет на двойном акселе превышал шесть метров! Только, как истинный художник, он не любил «школу» - исполнение обязательных фигур, которое в 70-е годы входило в программу троеборья у одиночников. «Терпеть не мог все эти крюки, петли, скобки и круги! - признался Юрий в одном из интервью. - Это было скучно, требовало максимальной сосредоточенности. Соревнования в «школе» шли два дня. Мы выполняли около сорока фигур, и на каждую уходило по пять-шесть минут. В зале было пусто. Зрителей это совершенно не интересовало». Зато короткие и произвольные программы Овчинникова становились событием в мире фигурного катания. Постановка балетмейстера Ленинградского Малого театра оперы и балета Николая Тугунова на музыку Баха вообще была признана революционной. Композиция под органную музыку с серией медленных шагов произвела такое впечатление на судей на ЧМ-1975, что они поставили Овчинникову за артистизм высшие оценки - 6.0. Посмотреть выступление советского фигуриста специально прилетал в Москву другой признанный художник фигурного катания, канадец Толлер Крэнстон. Судьба Овчинникова могла сложиться по-другому, если бы не «школа». Сегодня ее нет в программе соревнований одиночников.После завершения спортивной карьеры Овчинников попробовал себя в роли тренера. Он работал с другим художником фигурного катания, Игорем Бобриным. Только не всегда мог выехать со своим подопечным на международные турниры. Бдительные советские спортивные функционеры отреагировали на сигнал о дружбе Овчинникова с танцовщиком Михаилом Барышниковым, оставшимся на Западе после зарубежных гастролей. А еще фигурист снялся в художественном фильме «Фантазии на тему любви». По сюжету, главный герой - музыкант ВИА «Фокус», роль которого исполнял Овчинников, в шутку был объявлен женихом чемпионки страны в танцах на льду. Только все оказалось серьезно. Озвучивал героя Овчинникова популярный актер Андрей Мягков, а роли музыкантов исполняли ребята из группы «Цветы» Стаса Намина. В биографии Овчинникова немало ярких страниц. Он был первым директором ледового театра Татьяны Тарасовой «Все звезды», совмещая административную работу с выступ­лениями на льду. Менеджер из ленинградского фигуриста получился первоклассный. Он блестяще организовал совместный тур советских фигуристов и олимпийских чемпионов из Великобритании танцевального дуэта Джейн Торвилл/Кристофер Дин. В Сиднее звезды фигурного катания пересек­лись со знаменитым Rolling Stones, и ледовое шоу было более посещаемым, чем выступления легендарной рок-группы. Талантливый человек талантлив во всем, что Овчинников доказал, работая на протяжении двух десятилетий в США. Он тренировал лучшую американскую команду по... синхронному фигурному катанию и создал собственную школу в Калифорнии. Только однажды, приехав на юбилей Ирины Родниной в Москву с показательным номером, решил, что в России жизнь сейчас интереснее. Богатому и разностороннему опыту Овчинникова нашел применение Олимпийский Комитет России, пригласивший его на работу.На этой неделе легендарному фигуристу исполнилось 75 лет. Даже не верится… Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Художник на льду и в жизни. Фигуристу, олицетворявшему ленинградскую школу, исполнилось три четверти века
© Спорт уик-энд