Валиева осуществила мечту, Трусова намекнула, а Дикиджи уступил ученику Плющенко: «Дождались»

Этот чемпионат России по прыжкам войдет в историю не только красивыми победами. А они, конечно, были: и у прекрасно сложившегося дуэта Алисы Двоеглазовой и Андрея Мозалева, и личные шикарные первые места у Никиты Сарновского и опять же Алисы Двоеглазовой. И вылетел в свет четверной выброс от Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, которым еще вчера многие прочили чуть ли не распад пары. Но еще случилось – и символичное, и реальное – появление на соревновательном льду Камилы Валиевой. За несколько дней до старта Олимпийских игр-2026 оно вызвало бурю и разброс эмоций: от радости до воспоминаний о тех беспощадных событиях, случившихся в Пекине-2022.

Валиева осуществила мечту, Трусова намекнула, а Дикиджи уступил ученику Плющенко: «Дождались»
© Московский Комсомолец

«Дождались!». Эти слова, крупно и лаконично написанные болельщиками, растянувшими плакат на трибуне, были понятны без комментария. Наверное, Камила могла бы повесить рядом свою растяжку: «Дождалась!». И пока это останется только с ней – как, за счет чего и ради чего?

Это ведь был вопрос вопросов еще там, в ошарашенном событиями в фигурном катании Пекине-2022. А вернется ли поцелованная небесами спортсменка (это ведь выражение звучало во всех странах мира) на лед? Вообще когда-нибудь? И ведь не знал тогда никто, что позже последует дисквалификация «защищенного лица» аж на 4 года. Что потеряет Ками все взрослые титулы. Что история ее нарушения правил превратится и в повод для глубочайшего сожаления, и в повод для насмешек, а главное – не оставит никакого ощущения ясности.

В Пекине, в самый разгар борьбы за личные уже медали, на официальном брифинге МОК, отвечая на вопрос, а появится ли Камила на пресс-конференции после произвольной программы (никто не сомневается, что на пьедестале она окажется), представитель организации сказал: мы постараемся. Но тут же и добавил: «Мы не можем, и, я уверен, в данном случае не должны ее заставлять, так что крайне маловероятно». Ей даже название придумали на всякий случай: «предварительная чемпионка».

Она полной ложкой хлебала черноту дней, а мы все раскладывали: может ли Валиева не выиграть? – Понимали: может. Она была готова к Играм – мышцами, техникой и талантом. Тренировку восстановительного дня между короткой программой и произвольной провела блестяще. Снова полный зал народу, снова камеры, снова – проход в микст-зоне без комментариев. Отработала, как и все, и дневную тренировку за несколько часов до старта произвольной программы. Технически готова. Выдержит ли душа?

А потом, когда Камила просто срывала программу, мы все падали вместе с ней. И подтвердилось то, о чем думалось. Она бинтовала свою душу с того дня, когда прозвучала шокирующая информация о положительной пробе. Бинты временно помогали. Камила, стягивая все сильнее, их меняла. Но в последний выход на олимпийский лед они все же лопнули, обнажив рану. А с такой раной кататься нельзя.

И дальше преследовало уже понимание: этот день триумфа России – ведь вторые Олимпийские игры подряд чемпионкой и вице-чемпионкой становятся российские фигуристки – день и большой раны. Получилось – не личной. И никто не знал, что будет через четыре года с талантливейшей спортсменкой, сначала объединившей мир в любви, а затем разъединившей его в чувствах к случившемуся.

Через четыре года ответ на этот вопрос приблизился. Камила Валиева вышла на лед чемпионата России по прыжкам практически вместе с четверным тулупом. Появилась и прыгнула. Это был первый прыжок в ее официальном выходе на старте. Мощно, красиво. А потом – каскад из тройного лутца и тройного сальхова, отдельно лутц и флип в три оборота. Новая Камила Валиева, уже 19-летняя фигуристка, потерявшая несколько соревновательных лет, сделала весомейшее заявление о намерениях.

И не сделать ведь его было бы, если реально не захотеть вернуться. «Ощущения потрясающие, это лучшее, что произошло в моей жизни за это время». Камила сказала, что счастлива быть на льду и очень любит фигурное катание. «Наконец-то я тут!», – это была фиксация конкретного отрезка. С этого дня начнется новый этап. Опять другой. Опять – очень сложный.

Да, пока она хотела «попрыгать на публике». И поймать этот адреналин, которого нет во время выступлений в шоу. И то, и другое получилось. А почему пока это только появление Камилы Валиевой на соревновательном льду, а не возвращение? Обещать – не значит жениться, сказать «вернусь» – не означает полноценно вернуться. Но просто так ведь четверные не восстанавливают? В 19 лет?

ХХХ

Камила Валиева, как и Александра Трусова (которая, успев показать попытку четверного лутца на тренировке, все же не утвердила исполнение на официальном уровне), конечно, стали эмоциональной сердцевиной турнира. Саша выступила и сольно, и в дуэте с мужем Макаром Игнатовым (Камила – с Марком Кондратюком). Как решительно восстанавливает себя фигуристка после родов, вовсе не удивляет. Трусова действительно, на что сама и делает акцент в комментариях, никогда не говорила, что уходит из спорта. А прыжками уже даже и не намекает, а констатирует: готова выступать в следующем сезоне. 

И то, что теперь две звезды вновь будут конкурировать не только с фигуристками сборной, но еще и лично друг с другом, придает остроты нашим новым ожиданиям. Если сойдутся на чемпионате России (не прыжковом), искры будут лететь. Как те искры обожгут молодых соперниц, как увернутся они от них? Или смогут загасить на лету?

А на этом прыжковом чемпионате зрители не остались бы без эмоций, не будь даже на льду столь долгожданных признанных звезд. Сереньких мышек на турнире нет, выступившие фигуристы – и бойцы, и знатные прыгуны. Адреналин любят все. И он проникал в зал с каждым участником. И ультра-си от Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, как и Александры Бойковой и Дмитрия Козловского – та самая история показа себе и всем, что каждую удобную возможность на льду нужно использовать для доказательства лидерства.

В прошлом году Владислав Дикиджи именно на чемпионате России по прыжкам открыл поле для экспериментов с возможным внедрением в жизнь: все увидели, что ему подвластен четверной аксель. В этом году сразу две пары сделали четверной выброс. И, если Саша с Димой его уже демонстрировали даже на чемпионате России, то Настя с Сашей удивили: сезон для них складывался сложно, возвращение к мыслям о четверном выбросе как-то не просматривалось.

Но на то и прыжковый чемпионат, чтобы идти на эффектные неожиданности. И, как сказал Галлямов, это «шикарный момент», чтобы показать: «мы постарались восстановить ультра-си именно к этим соревнованиям». И еще важные слова от призеров Олимпийских игр – важно было и донести мысль, что «мы тоже хотим идти вперед». Более того, прозвучало из уст фигуриста даже подобие анонса: «работы еще предостаточно, но к ближайшим соревнованиям уже будем задумываться, чтобы исполнять выброс в программе».

А Бойкова с Козловским не пожалели золотой медали турнира ради того, чтобы сделать свой выброс. Могли не делать, могли ограничиться и тремя оборотами, так как, выступая, уже знали, что в программе конкурентам он не удался. Так что можно было хватать золото без сложностей. Но – это спорт, здесь так не принято и не хочется. В соревновательном выходе ультра-си и им не удался. Зато обе пары потом исполнили его вне турнирных оценок.

ХХХ

Алиса Двоеглазова и Никита Сарновский – это поколение дебютантов взрослого сезона. Успехи у них пока разные. Алиса ворвалась в сезон и сразу начала выигрывать. Никита заставил говорить о себе, как о качественном прыгуне, но пока без второй составляющей на льду.

Для Алисы в турнире все летело очень быстро: ответственность за выступление в дуэте с Андреем Мозалевым вновь сменялась личной отвагой. Фигуристка потом даже призналась: усталость была, а на нервы просто не хватало сил. Правда, было еще и понимание: при исполнении сложных элементов необходимо постоянно держать себя в тонусе. «И я просто двигалась и двигалась, и мне кажется, это очень хороший опыт».

Хорошим опытом считает прыжковый чемпионат и Дина Хуснутдинова: «захотела прыгнуть каскад тройной аксель – тройной аксель сама, еще никто его не прыгал, хотела сделать его первой». Дарья Садкова (все три фигуристки представляют группу Этери Тутберидзе) стала третьей в девичьем финале. Кстати, для Даши это выступление было словно грамотной составляющей реабилитации. Совсем ничего не получилось на чемпионате России в Санкт-Петербурге, спортсменка назвала выступление там худшим стартом в карьере. Даже говорила, что «это нужно как-то пережить, пока сложно сказать, как». Видимо, только так – через уверенность.

А Никита Сарновский, обыгравший в Москве и Владислава Дикиджи, и Глеба Лутфуллина, признался: очень рад, что хотя бы «где-то применил свои прыжки». Рассказал, как похвалил его тренер Евгений Плющенко: «Молодец, сделал всю работу». Но даже в момент триумфа у Никиты вдруг проскочило: «обидно за «бабочку» на каскаде из пяти прыжков». 

…Одержимые они, конечно, наши фигуристы, чего уж. И такой турнир – им под стать. А еще улучшать и разнообразить формат соревнований, добавлять компьютерную графику – скорость, длина, высота прыжков, даже приглашать диджея, как в будущем захотелось президенту ФФККР Антону Сихарулидзе – уже дело техники. Впрочем, это ведь и есть главное слово прыжкового чемпионата.