Директор "Эстонии": для поездки на гастроли в Москву пришлось заказывать целый поезд
ТАЛЛИНН, 12 янв — Sputnik, Алексей Стефанов. Гастроли Национальной оперы "Эстония" стали событием в театральной жизни Москвы. Попасть в Большой театр было невозможно: билеты на четыре гастрольных спектакля эстонской оперы были раскуплены заранее. "Эстония" вернулась на сцену Большого в Москве — пять представлений при аншлаге >> В первые два дня эстонцы показывали на исторической сцене Большого театра балет "Белоснежка и семь гномов" Тибора Кочака в постановке хореографа Дьюлы Харангозо, и балет на музыку Тауно Айнтса "Moдильяни — проклятый художник" в постановке художественного руководителя театра Тоомаса Эдура. В третий день представили оперу "Toска" Джакомо Пуччини. А завершится все в субботу большим гала-концертом, в котором примут участие солисты как Национальной оперы "Эстония", так и Большого театра. Лаура Мая в роли Белоснежки и Андреа Фаббри в роли Принца в сцене из балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) Музыканты и артисты в восторге "Мы сейчас на половине пути. Пока показали балет — спектакли прошли с аншлагом, принимали нас очень хорошо. А сейчас перед оперой немножко нервничаем — не каждый день играешь в Большом театре, — улыбается директор Национальной оперы "Эстония" Айвар Мяэ. — Я думаю, что оркестр и балет показали все самое лучшее, что умеют делать. Они, конечно, привыкли играть на маленькой сцене. А тут большая сцена Большого. Даже шаги нужно в два раза увеличивать, чтобы попасть в диагональ. Но танцоры очень профессионально все сделали. Особенно, если учесть, что мы готовились к этому выступлению в Таллинне, а репетировали в Большом театре всего полтора часа". Генеральный директор Национальной оперы "Эстония" Айвар Мяэ Артисты специально посчитали, насколько сцена в Таллине меньше московской. Оказалось, в длину ровно наполовину, а в целом — в пять раз. Поэтому с репертуаром было непросто определиться. Хореограф-постановщик Дьюла Харангозо (слева) перед пресс-конференцией перед началом балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) "Мы должны были думать о двух вещах. О художественном впечатлении — что показать в Москве, где очень взыскательная публика, каждый зритель — сам по себе критик. И о том, возможно ли спектакль адаптировать под историческую сцену Большого театра. Жаль, что не смогли привезти в Москву "Тангейзера" Вагнера. Это у нас самая мощная постановка, лучший спектакль 2015 года. Но возникла проблема с кругом — в Большом его нет. Но думаю, в итоге удалось очень хорошо подобрать репертуар и адаптировать его под сцену театра", — поясняет Айвар Мяэ. Генеральный директор Национальной оперы "Эстония" Айвар Мяэ По его словам, артисты и музыканты "на седьмом небе от выступления". "Идеальная акустика и осознание того, что пели и танцевали на исторической сцене, приводят их в восторг. Эти чувства просто нельзя передать словами", — восхищается директор Национальной оперы "Эстония". Культура на личных связях Гастроли Национальной оперы "Эстония" в Большом театре проходят впервые за 28 лет. Два года назад эстонцы гастролировали меньшим составом в Московском музыкальном театре "Геликон-опера". Тогда тоже был аншлаг и московский зритель остался доволен. Идея о возвращении на сцену Большого театра витала в воздухе, и Айвар Мяэ решился — позвонил генеральному директору Владимиру Урину и предложил устроить гастроли. Алена Шкатула в роли Мачехи в сцене из балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) "Я очень не люблю летать самолетами. И два года назад у меня был тур, если можно так сказать. Я сел в поезд в Таллинне, поехал в Хельсинки, где договорился о гастролях в Александровском театре, оттуда поехал в Санкт-Петербург и через три с половиной часа был у Гергиева. Подписал с ним контракт о гастролях в Мариинском театре, сел в "Сапсан" и приехал к Урину. Мы подписали контракт и об этих гастролях. Получилось, что за два дня я подписал три контракта. И тогда же стали продумывать логистику", — рассказывает Айвар Мяэ. Сцена из балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) В общей сложности в Москву приехали 282 артиста. Мяэ боялся отправлять артистов в Москву зимой самолетами, и решил привезти всех по железной дороге. Но как посадить столько людей в один поезд? Пришлось к основному составу, на которой практически все билеты были выкуплены Национальной оперой "Эстония", заказывать дополнительный состав. Российские железные дороги пошли навстречу, и из Таллинна в Москву отправились два поезда. Лаура Мая в роли Белоснежки и Андреа Фаббри в роли Принца в сцене из балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) Номера в гостинице, расположенной в 15 минутах ходьбы от Большого театра, также были забронированы еще два года назад. "Все такие проекты начинаются с личных контактов. Если их нет, ничего не получится. Я думаю, в культурном плане у нас с Россией всегда были и будут очень хорошие отношения, несмотря на то, что творится в политике. Мы всегда были соседями и останемся ими на тысячелетия. И если у нас есть ум, мы должны это понимать и жить дружно. Все-таки у нас общая история, а наши первые артисты, музыканты получали образование в Петербургской консерватории", — отметил Айвар Мяэ. Лаура Мая (в центре) в роли Белоснежки в сцене из балета "Белоснежка и семь гномов" в рамках гастролей труппы Национальной оперы "Эстония" в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ) Молодым выступать проще Среди прибывших в составе внушительной делегации деятелей культуры Эстонии был и знаменитый режиссер, многие годы проработавший в Национальной опере "Эстония" режиссером и художественным руководителем, Арне Микк. Режиссер Арне Микк "Первые яркие впечатления у меня были уже на пресс-конференции в Большом театре, когда я оглядывал эти старые фотографии на стенах. У меня с другом Эри Класом (знаменитый эстонский дирижер — Ред.) было такое выражение: "Светлое прошлое окружает нас". И в этот момент я думал именно так, потому что видел портреты Покровского, Рождественского, Архиповой, Нестеренко — с этими людьми я дружил, мы работали вместе", — поделился с корреспондентом Sputnik Эстония первыми впечатлениями от гастролей Арне Микк. Он напомнил, что театр "Эстония" гастролировал в Москве всего 12 раз, из них на сцене Большого театра эстонцы выступали четыре раза. Сам Микк как молодой артист хора впервые вышел на сцену Большого в 1956 году. "И вот с этого года с Большим театром у меня большая эмоциональная связь. Эта сцена очень близка моему сердцу", — признался режиссер. Здание Государственного Академического Большого театра Позже на сцене Большого театра Микк и сам ставил спектакли. В последний раз в 1989 году "Бориса Годунова", когда праздновали 150 лет со дня рождения Модеста Мусоргского. "Тогда нам было легче выступать — москвичи знали Георга Отса, Тийта Куузика, Хендрика Крумма. А сейчас другое поколение — неизвестные имена, неизвестные постановки. Очень сложно прийти с балетом на сцену Большого театра и удивить взыскательную публику. Но с другой стороны, выбор получился удачным — детский спектакль и эстонское произведение. Может, кому-то не хватило танцев в "Модильяни", но публика приняла балет хорошо. Все-таки сюжет у постановки трогательный, сентиментальный. Первые наши спектакли оправдали ожидания. Посмотрим, что будет дальше", — сказал Арне Микк. Режиссер Арне Микк И добавил, что до сих пор, когда видит сцену, сразу представляет великие имена, которые выступали на ней. "В этом плане молодым эстонским актерам, музыкантам, дирижерам выступать проще. Они не думают о Шаляпине, Голованове или Рождественском. А у меня за спиной всегда стояли и будут стоять эти великие люди", — добавил известный во всем мире режиссер Арне Микк. Эстонские артисты впервые после распада СССР выступят на сцене Большого театра >>