«Беру чашку чая и иду на трибуну»

Роберт Грин берет чашечку чая, садится на скамейку запасных и смотрит футбол. Свою работу англичанин сделал, ведь он — третий вратарь «Челси», человек, который практически наверняка за лондонский клуб не сыграет. В Премьер-лиге Грин такой не один. В «Манчестер Юнайтед», например, прямо сейчас числится Ли Грант, а у соседей из «Сити» четыре года на контракте был Ричард Райт, так и не вышедший на поле. Пожилые по меркам футбола вратари соглашаются на роль вечных запасных — зачем? И какая от этого выгода самим клубам?

«Беру чашку чая и иду на трибуну»
© Dean Mouhtaropoulos / Getty Images

Третий лишний

Для клубов Английской премьер-лиги совершенно нормальная практика — приглашать на место резервного вратаря человека, который готов сидеть на скамейке и не будет по этому поводу сильно возмущаться. Так поступил «Манчестер Юнайтед», подписав в 2015-м Серхио Ромеро — опытного, но не искушенного игрой в больших клубах спортсмена. Примерно такого же человека — Мишела Ворма — в 2014-м купил лондонский «Тоттенхэм». Клаудио Браво немного выделяется из этой компании — чилиец пересел на скамейку «Манчестер Сити» после нестабильного первого сезона, да так там и остался. Правда, сейчас вратарь залечивает травму.

Логика такого подхода очевидна: за спиной у первого вратаря должен быть мастеровитый, но не претендующий на его место сменщик. Чтобы поддерживать форму этих сменщиков, тренеры часто выпускают их на поле, например, в матчах Кубка.

Но в составах даже топ-клубов есть голкиперы, чье наличие при первом взгляде вызывает не то что вопросы, а недоумение. Роберт Грин из «Челси» — 39-летний вратарь, никогда до этого не игравший за большую команду; Ли Грант из «Манчестер Юнайтед» — такой же, только на три года моложе. Они оба присоединились к своим клубам этим летом и на двоих провели один матч — однажды Грант сыграл за «МЮ» в Кубке лиги. До 2016-го на таком же пайке в «Манчестер Сити» находился Ричард Райт. Daily Mail подсчитал, что он провел в клубе 1240 дней и за это время появился на поле в официальном матче ровно ноль раз. При этом «Сити» платил вратарю 350 тысяч фунтов в год.

Всех этих людей гранды английского футбола брали на должность третьего вратаря, что сводило к минимуму вероятность их выхода на поле. У Грина, Гранта и Райта было по два сильных конкурента, но «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити» они все равно понадобились. Зачем?

И каково это — быть футболистом, которому совершенно точно не дадут играть?

Зачем они нужны клубам

Каждый из этих спорсменов в прошлом действительно был футболистом. Грин известен по играм за сборную Англии — правда, запомнили его по нелепой ошибке на чемпионате мира-2010. Впрочем, в те времена сочетание «вратарь сборной Англии» в принципе не предполагало надежности. Райт в основном играл за «Ипсвич Таун», пару раз даже выходил на поле в майке национальной команды. А Грант несколько раз вливался в состав «Дерби Каунти», а так — выступал где придется.

И вот они, трое, без опыта игры на высшем уровне оказываются в командах, которые стабильно борются за чемпионство. Понятно, что клубы подстраховываются на тот случай, если вдруг не смогут сыграть сразу и основной, и резервный вратари. Да, такое тоже бывает: «Челси», например, в 2006 году доигрывал матч с Джоном Терри в рамке — тогда вылетели Петр Чех и Карло Кудичини.

К тому же Грин, Грант и Райт (звучит как скороговорка) — англичане. А значит, тренерам не нужно думать о лимите на легионеров (а он есть — в команде должно быть не более трех игроков с паспортом страны, не входящей в Евросоюз).

Но в основном такие вратари — все равно что тренеры. В задачи Грина в «Челси», по его словам, входит поддержание формы Кепы Аррисабалаги и Вилли Кабальеро. Он тренируется вместе с ними, помогает наставникам, а в день матча участвует в разминке — но только чтобы разогреть основного и запасного вратаря. Сам же Грин в большинстве случаев в заявку не попадает.

Схожие функции выполняет и Грант. То же самое в свое время делал Райт. Последний, кстати, настолько увлекся этой работой, что в итоге остался в «Сити» тренером вратарей в штабе Пепа Гвардиолы. Польза для клуба в этом случае очевидна: Райт, знающий всех и все, да к тому же с такой страстью взявшийся за свои обязанности, стал отличным наставником для прогрессирующего Эдерсона и Клаудио Браво.

К тому же наличие опытного игрока снимает необходимость приглашать вратарей из молодежных команд — те могут спокойно продолжать тренироваться и выступать в привычной атмосфере, а не просиживать штаны на лавке, окруженные игроками взрослой команды.

Зачем это нужно им?

Грин, Грант и Райт были предупреждены на берегу: ребята, на поле вы выйдете, только если произойдет что-то неприятное с первым и вторым вратарем. И все равно были согласны.

Начнем с земных удовольствий. Кажется, у этих ребят вообще лучшая работа на свете. Они получают большие (по меркам обычных людей) деньги, при этом на своей позиции они избегают всех рисков: не получат травму (разве что на тренировке), их не освищут болельщики, их никто не станет критиковать в раздевалке.

Райт, например, вместе с «Сити» объездил полмира, сопровождая команду в постоянных предсезонных турах. Его же, кстати, в начале карьеры считали весьма перспективным вратарем, но реализовать потенциал он не сумел, так и оставшись игроком уровня «Ипсвича». Да, у него была командировка в лондонский «Арсенал», но и там он не задержался. Зато в «Сити» он вполне мог почувствовать себя игроком по-настоящему большого клуба. «Добро пожаловать в мира Ричарда Райта» — с таким заголовком Daily Mail опубликовал заметку о не игравшем четыре года и бесконечно кайфовавшем вратаре.

С Грином ситуация чуть сложнее. К 38 годам он, в общем-то, продолжал играть, хоть и на уровне Чемпионшипа. Трансфер в «Челси» летом этого года стал для него в какой-то степени поворотным моментом, и его он описал философски: «С возрастом карьера развивается, и сейчас именно это кажется правильным». Многоопытный вратарь осознанно подписал контракт, который предусматривает постоянное сидение на лавке, но не на поле, чтобы помогать вратарям «Челси» становиться лучше.

О деньгах, говорит Грин, он даже не спросил, но вряд ли кипер получает сильно меньше того же Райта. Или Гранта. Сам Роберт, может, готовится к тренерской карьере: по его словам, со скамейки ему открывается несколько другой вид на поле, и мыслями, которые у него возникают по ходу матчей, он делится с главным тренером. Типичный англичанин, Грин описывает день матча так: «Обычно, когда называют состав на игру, меня там не оказывается, так что я переодеваюсь, беру чашку чая и сажусь на трибуну».

Есть, конечно, и подводные камни. О Гранте, например, с момента его перехода в «Манчестер Юнайтед» вообще никто ничего не слышал. Интервью он не дает, в заявку не попадает. Грин же говорит, что из-за своего положения чувствует некоторую оторванность от команды. Ему впервые в карьере не нужно думать о том, как набрать 40 очков и не вылететь из лиги. Но к победам «Челси» он, по-хорошему говоря, имеет не самое прямое отношение.

В общем, быть третьим вратарем такого клуба, как «Челси», «Манчестер Юнайтед» или «Манчестер Сити» — в бытовом плане идеально. Но морально футболистам наверняка тяжело смотреть на зеленое поле, выйти на которое в официальном матче вряд ли получится.