Юлия Роскулет: Беларусь – страна для европейской жизни, а не для нацистской тюрьмы!

Среди моих знакомых также есть бывшие жители этой страны, поэтому я решил обсудить эту тему с Юлией Роскулет, которая приехала в Германию чуть больше года назад.

— Юля, с чего вообще всё началось?

—    Всё началось с того, что у нас готовились выборы в Беларуси и собирались подписи, но уже тогда было видно, что идут фальсификации-большинству оппозиционных кандидатов в кандидаты не дали возможности зарегистрироваться, несмотря на километровые очереди по сбору подписей и количества, в несколько раз превышающие необходимые для регистрации 100 000. Вследствие провокаций или ложных обвинений самые популярные кандидаты: Сергей Тихановский, Виктор Бабарико оказались в тюрьме, а Валерий Цепкало вынужден был покинуть страну. Начались преследования и аресты известных блогеров, политических деятелей, просто несогласных людей.

Эти несправедливые события не смогли оставить равнодушными никого из нас и мы, беларусы, живущие за рубежом, начали находить друг друга через знакомых, через социальные сети, русскоговорящие группы. Поначалу почти никто из нас не знал друг друга, но, несмотря на это и на ограничения массовых мероприятий  из-за короновируса, наши акции протеста проводились во всех крупных городах мира, привлекали внимание и политиков, и простых жителей и беларусов, которые живут на Родине и за ее пределами Местные жители часто даже не знали, что за страна Беларусь, в частности, немцы называли ее «Вайссрусланд», а не Беларусь и особо не представляли, что наша Родина находится всего через одну страну от Германии  и что нацизм и диктатура процветают там уже более 20 лет.

Наши акции носили стихийный характер, мы каждый день были готовы выходить в качестве протестной реакции на то или иное событие, – часто люди самоорганизовывались за несколько часов и даже успевали зарегистрировать акцию в соответствующих организациях. В нас всех как будто активизировали дремавших у многих до этой весны ген наших предков, отвечающий за самоопределение, за национальную самобытность и самосознание. Наша диаспора беларусов в Баварии сейчас насчитывает более 500 человек, а в Аугсбурге – около 40. В акциях участвуют и наши дети, и наши супруги, которые, порою даже не говорят по-русски. Среди нас нет профессиональных политиков или профессиональных митингующих и, несмотря на это, как и наши соотечественники мы едины и очень сильны. Власти Беларуси никак не могут поверить и принять, что нами всеми движет патриотизм и служение, что мы сами собираем деньги для пострадавших, а не получаем деньги за выходы на протесты в отличие от так называемых «ябатек» (Так называют сторонников Лукашенко, которые используют лозунги «Я/Мы – Батько!». Прим. автора).

После это выяснилось, что мы все, для более звучного голоса нации, по всей Германии, хотим зарегистрировать сообщество, которое, после победы демократии над диктатурой, будет заниматься совместными германско-беларускими культурными, образовательными, социальными, медицинскими и гуманитарными проектами. Мы проголосовали за название RAZAM (вместе), а, как оказалось, такое же название, не сговариваясь, выбрали сообщества и в нескольких других странах. Коллективный разум работает просто как по волшебству! Я вхожу в инициативные группы и баварской диаспоры, и общегерманского сообщества RAZAM не только потому, что этого требует моя душа, но и потому, что у меня за плечами огромный опыт социальной и благотворительной работы в Беларуси, где у меня с подругами около 5 лет был свой социально-экономический фонд Чистое действие, который занимался помощью многодетным семьям и детям-инвалидам. Также я являюсь заместителем председателя правления Фонда Мира Беларуси по гуманитарной деятельности, была членом Ротари клуба и других общественных организаций.

Такое единение беларусов по всему миру произошло впервые: раньше беларуских диаспор, например, в Германии особо не было, они были разрознены, люди не общались.

Юлия Роскулет на одной из акций

Ещё осенью 2019 я встречалась с генеральным консулом, где мы обсуждали необходимость такого объединения еще до всех произошедших впоследствии событий в Беларуси, в Баварии, когда он приезжал в Аугсбург. Господин Кулаженко приводил в пример диаспору в Швейцарии и их проекты для Беларуси, поэтому мысль о беларуской диаспоре жила во мне уже с тех пор, но так уж сложилось, что она материализовалась совершенно неожиданно и очень мощно из-за геноцида собственного народа властями Беларуси.  Раньше никто не собирался объединяться для каких-то политических целей, но как раз они нас объединили, и в итоге мы пришли к тому, о чём говорил консул. Но, с другой стороны, мы не вмешиваем Посольства и консульства в наши протесты, понимая, что у нет возможности  поддерживать гуманитарные идеи соотечественников, высказываемые на акциях, и, в то же время, оставаться на своих постах. Единственный выход для них- увольнение и переход на сторону гуманизма и патриотизма. У каждого из них, конечно, своя судьба и свои мотивы, однако эту трусость, к сожалению, стало невозможно понять, особенно после того, как в Беларуси начали в упор расстреливать, вешать в лесах, калечить безоружных людей, насиловать дубинками мирных протестантов, избивать женщин и арестовывать пенсионеров, известных спортсменов, да и просто людей, которые раздавали на улицах… цветы. Мы с огромным уважением и благодарностью относимся ко всем людям, которые покинули свои посольские, чиновнические, военные, судебные и другие посты, проявив себя, как люди, которые не поддерживают нацизм и омоновское беззаконие в стране.

— Расскажи, пожалуйста, о твоей политической деятельности и о контактах с немецкими политиками.

— Я общаюсь не только с немецкими политиками.  В частности, еще до 9 августа, когда прошли выборы в Беларуси, я писала письмо королеве Великобритании о том, что Беларусь находится на пороге гуманитарной катастрофы, что Лукашенко угрожает расправой собственному народу («народцу», как он нас называет). Мы все знаем, что Королева Великобритании не занимается политикой, но нам было важно, чтобы она, как влиятельная женщина мира знала, что три смелые женщины в Беларуси: Светлана Тихановская, Мария Колесникова, Вероника Цепкало, объединивших от трех предвыборных штабов, имеют право голоса от имени народа и, что Конституция Беларуси написана и для женщин, что противоречит мнению бывшего президента страны А. Лукашенко.

Кроме участия в объединениях беларусов, я также являюсь членом новой для Аугсбурга организация под названием ZAM („Zusammen in Augsburg“- «Вместе в Аугсбурге». Прим. автора). Это сообщество разных диаспор –  французской, испанской, турецкой, и других, которое занимается делами мигрантов здесь – в Германии.  Это – неполитическая организация, но она нужна для социализации мигрантов, помощи, содействия и для культурных проектов. Смею надеяться, что разнообразие (diversity) будет продолжать быть основной темой для объединения и совместной деятельности на благо всех мигрантов, как минимум, проживающих в Аугсбурге (около 50% от числа всех жителей).

Практически одновременно с ZAM я вступила в ряды партии Зеленых Bundnis 90/Die Grunen. Мне понравилась философия, планы и проекты этой партии не только в сфере экологии, но и сфере прав человека, поэтому я решила, что могу быть полезной и стала членом партии «Зелёных».   На прошлой неделе проходили выборы в Бундестаг Германии, где среди трёх кандидатов была Клаудиа Рот – действующий вице-президент Бундестага. Меня ей представили как нового члена партии, и когда она узнала, что я – из Беларуси, то она очень обрадовалась и показала мне свою руку с браслетом и с надписью «Жыве Беларусь!». Она встречалась со Светланой Тихановской, которую весь цивилизованный мир признает национальным лидером Беларуси. Из-за преступного уничтожения и сожжения бюллетеней с голосами беларусов сложно доказать, что она легитимный Президент Беларуси, впрочем, как и А. Лукашенко, хотя платформа онлайн голосования Голос с более чем миллионом голосов, а также сохранившиеся бюллетени, свидетельствуют о безоговорочной победе С. Тихановской на выборах 9 августа с более чем 70% голосов. Вместе с Клаудией Рот мы сделали совместное фото, где, как и три женщины –С. Тихановская, В. Цепкало и М. Колесникова мы показали символы Беларуси.

На фото слева направо: Юлия Роскулет, Клаудия Рот и Юлия Вагнер

Мои дочери-подростки Анита и Лалита, также занимают активную жизненную позицию еще с детства, в частности, по их инициативе в 2017 году прошла рождественская благотворительная ярмарка в Боровлянах (Беларусь), на которой они с друзьями продавали свои поделки, картины и другие предметы в пользу SOS Kindersdorf, расположенных по соседству, они вступили в оранизацию Junost в Баварии, а также в Grüne Jungend.  Вместе с ними мы проходим обучение в организации «Топ-Бавария» у политика Сергея Чернявского по фандрайзингу – поиску средств на различные проекты, чтобы находить финансирование для совместно белорусско-немецких мероприятий, а также устройству политической системы в Германии. Беларусь – страна для европейской жизни, а не для нацистской тюрьмы!

Я очень счастлива, что в Германии я могу не только высказывать свою гражданскую позицию, оставаясь полезной для свой родной Беларуси, популяризируя и прославляя ее на зарубежном уровне, после долгих лет ее отсутствия на политической карте мира, вследствие того, что А. Лукашенко практически всегда был персоной нон-грата, но и заниматься международными гуманитарными проблемами, а также глобальными экологическими вопросами в рамках партии Зеленых. Очень надеюсь, что все эти важные и безумно интересные вехи в моей жизни, приведут меня вскоре к миссии в жизни – стать Министром Счастья. Не важно в какой стране или странах, важно, чтобы счастливых людей в мире становилось все больше, чтобы государства измеряли не уровень ВВП, а уровень счастья населения. Верю, что после победы демократии и гуманности в Беларуси, 97% людей станут по-настоящему счастливыми, ведь каждый человек имеет право на счастье жить в свободной стране, заниматься самореализацией без диктатуры, по велению сердца и своих человеческих принципов.

 Беседовал Евгений Кудряц