26 октября — День Иверской иконы, первая футбольная ассоциация и первый самолёт

Сегодняшний день, 26 октября, богат на разноплановые памятные даты. Среди них — значимый православный праздник, связанный с Иверской иконой Божией Матери. В XIX в этот день создали важную для мирового футбола организацию и запатентовали воздухоплавательный аппарат.

26 октября — День Иверской иконы, первая футбольная ассоциация и первый самолёт
© Астрахань.ру

Православная общественность сегодня чествует Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Ещё одно название иконы – Вратарница или Привратница. На ней изображены Дева Мария с Младенцем. Оригинал образа находится в Греции – на горе Афон в Иверском монастыре. По преданию, автор легендарной иконы — евангелист Лука, сподвижник апостола Павла.

Название икона обрела в связи с одной легендой. В 9 веке образ хранился у благочестивой вдовы. Женщина, спасая лик от иконоборцев, опустила икону в море. Спустя время монахи Иверского монастыря с горы Афон обнаружили утерянное произведение в морских водах, где его поддерживал огненный столб. Инок монастыря, святой Гавриил, прошёлся по водной глади, а потом вместе с иконой вернулся в монастырь.

С легендарного лика сделали список, и 26 октября (по старому стилю) 1648 года копию привезли в Москву.

Гора Афон в Греции

26 октября 1863 года была основана Футбольная ассоциация, которая управляет футболом в Англии и коронных владениях Гернси, Джерси и Остров Мэн. Является старейшей футбольной ассоциацией в мире. Штаб-квартира организации находится на стадионе «Уэмбли» в Лондоне.

Все профессиональные футбольные клубы Англии сейчас должны быть членами Футбольной ассоциации. ФА назначает руководителей мужской и женской национальных сборных, отвечает за организацию Кубка Англии и других значимых турниров.

Футбольную ассоциацию создали на собрании представителей одиннадцати английских футбольных клубов и школьных команд в лондонской таверне «Вольные каменщики». Основатели были уверены – развитие футбола невозможно без единства, и ратовали за установление одинаковых для всех правил. Постепенно правила, которые вводила ассоциация, совершенствовались. В 1865 году на воротах появилась верёвка для ограничения высоты, а в 1871 году разрешили играть руками только вратарю.

В этот день в 1864 во Франции и Англии русскому изобретателю и пионеру авиации Николаю Телешову выдали патент на проект пассажирского самолёта с паровым двигателем и воздушным винтом.

Первый запатентованный проект Телешова – и вообще первый в мире проект самолёта – назывался «Система воздухоплавания». Он был рассчитан для перевозки 120 пассажиров. По проекту это цельнометаллический моноплан с верхнерасположенным крылом исключительно малого удлинения и продолговатым фюзеляжем обтекаемой формы с прямоугольным поперечным сечением, где были предусмотрены две пассажирские палубы.

Управлять самолётом, согласно замыслу, нужно было с помощью рулей высоты и направления, расположенных в струе толкающего воздушного винта. Регулировать положение центра тяжести самолёта также предполагалось перемещая специальный груз вдоль бушприта на носовой оконечности фюзеляжа. Для разбега при взлёте предусматривалось применение отделяемого шасси-тележки.

Чертёж Н. А. Телешова из патента. Источник: Соболев Д.А. «История самолётов. Начальный период», 1995 г.