«Сначала „Алания“, потом сборная России»
В конце лета в курортной зоне Владикавказа открылась современная детская академия футбола «Алания». На открытие приехали главный тренер сборной России Станислав Черчесов и ее бывший вратарь Владимир Габулов. А уже на следующий день академия стала режимным объектом со строгим распорядком дня, усиленными тренировками и ранним отбоем. Корреспонденты «Это Кавказ» провели в учебном заведении целый день и узнали, как готовят новых футбольных звезд.
Подарок инкогнито
Утро молодых футболистов начинается рано. Нужно позавтракать и собраться в школу. Общеобразовательную программу никто не отменял. На учебу ездят на патриотически раскрашенных шаттлах. Клубная эмблема красуется и на строгих костюмах школьников. Одетые с иголочки, они напоминают профессиональных футболистов, приехавших на матч Лиги чемпионов.
Сейчас в академии учится сотня воспитанников. Проживание, питание, тренировки, школьная и спортивная форма — все это бесплатно для родителей и оплачивается из бюджета республики. Первый рекорд, правда, поставили не спортсмены, а строители. Они за пять месяцев отреставрировали заброшенное пятиэтажное здание, постелили два футбольных поля с трибунами, построили теннисный и тренажерный залы, столовую и комнаты для мальчиков. 250 миллионов рублей на строительство выделил меценат. Свое имя он предпочел оставить в тайне.
— В 2021 году профессиональному футболу Осетии исполнится сто лет: век назад был основан клуб «Алания». К этой дате глава республики предложил создать детскую футбольную академию, — говорит ее директор, призер чемпионата России 1996 года в составе «Спартака-Алании» Роберт Битаров.
Открытие академии удачно совпало с включением владикавказской «Алании» в состав участников Футбольной национальной лиги. Команды второй по силе российской лиги обязаны иметь свою академию и сами растить футболистов. Делать это в Осетии могут, убеждают спортивные эксперты.
— Наш регион богат на таланты, — говорит Роберт Битаров. — Наши ребята уезжают доучиваться в футбольные академии других клубов. Так зачем мы будем готовить спортсменов для кого-то? Нам нужна была своя академия.
Десять человек на место
На здании академии — огромное полотнище с эмблемой футбольного клуба «Алания». Чуть дальше на ветру развеваются флаги лучших клубов мира: «Реал», «Бавария», «Барселона», «Ювентус». Для местных ребят это цель и план действий.
Конкурс в академию как в престижный университет. Желающих было гораздо больше, чем могут вместить жилые корпуса. Тренеры выбирали из тысячи претендентов.
— Мы организовали несколько турниров, отсмотрели 50 матчей детских команд, проверили физические данные ребят, технику владения мячом. Нельзя было проглядеть талантливого ребенка, — говорит главный тренер академии Владимир Рокунов.
Отбор в академию начался летом. На просмотр пригласили воспитанников всех футбольных школ республики. Неподготовленному ребенку здесь будет тяжело, уверены специалисты. «Академические» требования гораздо выше, чем в простой футбольной школе.
Работать с осетинскими талантами пригласили тренера-«легионера». Последние годы Владимир Рокунов возглавлял молодежный состав саранской «Мордовии». У специалиста тренерская категория «А» - одна из высших в европейском футболе.
В тренерский штаб Рокунов собрал местных специалистов. Многие из них сами играли на высшем уровне — есть и чемпионы России 1995 года в составе владикавказского «Спартака-Алании». Сейчас все детские тренеры страны работают по программе Российского футбольного союза. Каждый тренировочный блок посвящен новой теме.
— В будние дни у нас ежедневные тренировки, а в субботу игровой день, — объясняет Владимир. — Мы не спешим выходить за пределы академии, пока нащупываем игру, моделируем моменты в атаке и защите.
Обед от доктора
Из школы «академиков» тоже забирают шаттлы. Для детей приобрели один большой автобус и два микроавтобуса. Сразу после школы футболисты отправляются на обед.
В столовой пахнет как на домашней кухне. Сегодня на обед суп, котлета с гарниром, салат, компот и фрукты. У каждой возрастной группы свой стол. За соседним обедают тренеры.
Мальчиков кормят пять раз в день. Над меню работали детские спортивные диетологи.
— Наши дети получают физическую нагрузку больше, чем среднестатистический ребенок, — рассказывает повар академии Фатима Туаева. — Обычно дети могут целый день не есть, а вечером хорошенько поужинать. Здесь так нельзя. У каждого мальчика своя норма питания с необходимой калорийностью. Все подобрано до грамма.
За питанием детей следят воспитатели, они же помогают с домашним заданием, сопровождают в школу. Одни педагоги работают днем, другие — ночью.
— Они хотя и дети, но будущие профессиональные спортсмены, поэтому нужно приучать их к дисциплине уже сейчас, — говорит дневной воспитатель Джамиля Канукова. — Для ребят разработан режим дня, и они должны строго ему следовать.
Все воспитатели в «Алании» с педагогическим образованием, за каждым закреплен свой «возраст». У Джамили 16-летние мальчики. В следующем году ее выпускники закончат обучение и в футбольной академии, и в школе.
— Они подвижные, где-то шумные, иногда приходится их даже успокаивать, но здесь нет случайных людей. Мои мальчики футболу обучаются десять лет, и сейчас они очень мотивированы. Пройдя бешеный отбор, никто из них не хочет потерять это место из-за баловства.
После обеда у воспитанников обязательный отдых перед тренировкой. Каждая комната рассчитана на двух-трех человек. У учеников свои кровати, тумбы и шкафы. Телевизора нет, почти на всех тумбочках — книги с художественной и документальной литературой. Книжные хиты — биографии знаменитых футболистов: Криштиано Рональдо, Леонеля Месси, Пеле и Марадоны. За окнами — прекрасные виды и чистый воздух. Вокруг академии лес, в полукилометре — подножье Большого Кавказского хребта.
Пока ребята отдыхают, в тренерской кипит жизнь. Главный тренер Рокунов проводит собрание с коллегами. На доске в виде футбольного поля с фланга на фланг передвигаются магнитики. Так коуч объясняет тактику и тему предстоящих занятий. Через час реализовать план нужно будет уже на настоящем поле.
Первые травмы
Вратари тренируются немного в стороне — пятнадцать человек разделены на две группы. Почти половина упражнений — на работу ногами.
— Ноги вратаря не должны отличаться от ног полевых. Современная игра голкиперов — это умение играть последним защитником, — объясняет тренер старшей группы, экс-вратарь Алан Кокоев.
От полевых игроков подопечных Кокоева отличает рост. В свои 14−15 лет они «вытянулись» под 1,9 метра.
— У футбольных тренеров-селекционеров разговор короткий, если рост вратаря 182−183 сантиметра, даже слушать не станут, — поясняет тренер.
Он считает, что через пару лет его парни вполне смогут претендовать на членство в главной команде республики — «Алании».
— Черчесов, Габулов, Джанаев — в Осетии всегда была лучшая вратарская школа. Надеемся продолжить традиции.
Для тренировок в академии два футбольных поля с искусственным покрытием последнего поколения. На подходе третье. Кроме занятий на свежем воздухе несколько раз в неделю у спортсменов физподготовка в зале.
— Сейчас наши ребята активно растут, некоторые на полтора-два сантиметра за месяц — это очень много, — объясняет инструктор Таймураз Цахилов. — Чем выше рост, тем сложнее с координацией и скоростью. Моя задача, чтобы и с сантиметрами они были технически и физически оснащены.
Не обходится без травм — к счастью, дежурных. На этот случай в академии есть своя медицинская служба — доктор и реабилитолог. После лазарета футболисты попадают к инструктору по физподготовке. Но любому игроку скучно в тренажерном зале. «Академики» хотят скорее пройти этап реабилитации после травмы и выйти на поле.
— Абсолютно все хотят в основную группу, спрашивают: «А можно мне уже?», «А когда уже?» Иногда даже идут на хитрость, пытаются притвориться здоровыми. Начинаешь заниматься с ними — то замнется на упражнении, то глаз прикроет от боли. Зато, когда момент настает, пулей выбегают на тренировку.
Отечественное производство
16-летний Никита с футбольной фамилией Евсеев в «Аланию» попал из спортшколы «Юность».
— Гордиться рано, попал и попал. Это не значит, что я заиграю и стану профессиональным футболистом, хотя цель себе такую поставил и стараюсь идти к ней, — говорит он.
Никита и еще несколько ребят вполне могут попасть в сборные своего возраста, уверены тренеры.
— За пару месяцев нашей работы кто-то успел раскрыться, кто-то вообще блеснул, другим нужно больше времени, — говорит главный тренер академии Владимир Рокунов. — Свой истинный уровень мы поймем только тогда, когда начнем играть товарищеские матчи с командами из других регионов.
О товарищеских встречах уже договорились с командами из Нальчика, Грозного, Ставрополя, Махачкалы, Краснодара и Астрахани. Пока провести матчи не дает ситуация с коронавирусом.
В будущем учебное заведение сможет неплохо зарабатывать, рассчитывают здесь. Часть выплат при подписании профессиональных контрактов между воспитанниками и клубами будет поступать в бюджет воспитавшей игроков академии. Но своей целью в академии считают не прибыль, главное — довести юношей до взрослого футбола. Причем заиграть они должны на родине.
— В школах и академиях мы изо всех сил пытаемся подготовить футболистов, а до большого футбола они не доходят. Это настоящая беда детских тренеров. Молодые 16−17-летние игроки будто растворяются. Тренерам команд из высших лиг некогда выискивать таланты, с них требуют результат сегодня, — сетует Владимир Рокунов.
Академия «Алания» подписала с родителями футболистов договор. В случае успешной игры юноша попадет в главную команду республики «Аланию». Перейти в другую академию или команду можно только при выплате компенсации.
— Наша главная задача, чтобы лучшие наши футболисты играли в «Алании» и сборной России, — объясняет директор Роберт Битаров. — Наверное, тренерам в других футбольных школах было обидно, что академия забрала их лучших учеников. Но это единственный шанс удержать классных игроков в Осетии. Через несколько месяцев за нашими «звездами» стали бы охотиться футбольные агенты.