Войти в почту

Идет «отстрел» опытных арбитров

На фоне скандалов и разного рода, как это принято говорить повсеместного хайпа (отметились даже официальные федеральные каналы, звезды, политики) с ситуацией форварда сборной России и питерского «Зенита» Артёма Дзюбы, а также бездарной игры национальной команды с молдаванами, как-то в стороне осталась совершенно другая, но очень важная для всего российского футбола новость.

Идет «отстрел» опытных арбитров
© Свободная пресса

Ещё 9 ноября, председатель судейского комитета РФС Ашот Хачатурянц сообщил, что судьи Российской премьер-лиги Михаил Вилков и Владислав Безбородов отстранены до конца года.

Причем они не будут назначаться на матчи любого уровня: РПЛ, Кубке страны и ФНЛ. Причём от Хачатурянца прозвучала какая-то загадочная фраза: «Пока до конца года (не сезона, а именно 2020 года – «СП»), а дальше посмотрим».

Что означает эта фраза? Какой смысл несёт? Соответствует ли наказание содеянному? Сколько матчей они пропустят и какие убытки понесут? Давайте разбираться.

Вилков в последний раз судил игру 11-го тура «Краснодар» — «Рубин» (3:1), в которой допустил методическую ошибку (потребовал повторить штрафной удар, не имея на то оснований), из-за которой разгорелся скандал. Безбородов работал на встрече 12-го тура «Краснодар» — «Спартак» (1:3). Там нашли его ошибки в пользу москвичей при засчитанном первом голе в ворота «быков», а затем отменённом мяче в ворота «Спартака».

Оба арбитра совершили дисциплинарные нарушения, которые, судя по наказанию, трудно квалифицировать. Дело в том, что за тяжкие нарушения отстраняют на 4-6 туров, так написано в дисциплинарном регламенте арбитра и инспектора. А за особо тяжкие — до конца сезона или вообще выводят из списка.

До конца года в чемпионате России сыграют 19 туров. Вилков пропустит восемь из них, Безбородов — семь. Больше, чем за тяжкие, меньше, чем за особо тяжкие. То есть получается ни туда и ни сюда.

Но зачем тогда разрабатывать кодексы и регламенты? Непонятно, что значит «дальше посмотрим». От чего зависят дальнейшие решения, кто их будет принимать и когда?

Теперь посмотрим на финансовую составляющую. Теоретически эти судьи могли получить столько же назначений в роли арбитров и примерно еще по четыре матча в роли видеоассистентов. В одном и том же туре можно в один из дней выходить на поле в качестве судьи, а в другой — работать видеоарбитром в московском ВАР-центре.

В этом сезоне вознаграждение за судейство одного матча составляет 115 тыс. рублей, обслуживание одной игры в роли видеоассистента — 57,5 тыс.

Таким образом, примерный упущенный доход Вилкова равен 1,15 млн, Безбородова — 1,035 млн.

У каждого арбитра РПЛ есть договор с РФС. Один из пунктов этого документа предусматривает, что в случае включения рефери в рекомендательный список судей чемпионата России ему выплачивается ежемесячное фиксированное вознаграждение в размере 30 тысяч рублей. Своего рода зарплата.

Если же арбитра исключают из этого списка, последним календарным месяцем, за который выплачивается вознаграждение – зарплата, считается тот, в котором исполком РФС или бюро исполкома приняли решение об исключении.

Таким образом, Вилков, которого на днях убрали из числа арбитров РПЛ, не получит еще и зарплату за декабрь. То есть его суммарные убытки составят 1,18 млн.

Правда «злые языки» говорят, что на одном, от силы двух матчах, арбитры «отбивают» себе суммы, которые позволяют им не бояться никаких санкций… Но такие разговоры ходили и будут ходить всегда. Дошло до того, что некоторых арбитров даже таскали на полиграф! Выходит, допускают, что ошибки были не случайны? Но вообще о законности такого решения, как минимум, возникают вопросы.

В связи с отстранением Вилкова и Безбородова, а также с учетом отставки Алексея Еськова, который, как сообщил тот же Хачатурянц, завершил карьеру по состоянию здоровья, наш чемпионат в концовке календарного года лишился трех опытнейших судей. На троих у Безбородова, Вилкова и Еськова 566 матчей!

Для сравнения: Павел Кукуян, ставший одним из ведущих судей в этом сезоне, работал на 33 играх в роли арбитра. Вилковым и Безбородовым были недовольны тренеры и руководители многих клубов. Но так бывает практически всегда. Для всех футбольный арбитр никогда не будет хорошим. И, конечно, можно хоть каждый год с легкостью вычеркивать самых возрастных судей и вводить молодых. Но это не приведет к повышению качества судейства. Скорее, наоборот, оно снизится.

В последнем туре на матчах «Зенит» - «Краснодар» и «Динамо» - «Локомотив» с многочисленными ошибками работали Владимир Москалев и Игорь Панин. Матчи «Сочи» - «Уфа» (Николай Волошин) и «Урал»- «Спартак» (Кукуян) также вызвали много нареканий и споров. Этим судьям придется набить еще много шишек, чтобы получить те же опыт и знания, что есть у их более возрастных коллег.

Кстати, о существовании некоего списка возрастных судей, с которыми хотят расстаться, говорили еще год назад. Тогда назывались, четыре-пять судей. В их числе — Вилков, Безбородов, Еськов... Любопытно, правда?

В других лигах, в частности, Англии, Италии, Испании и Германии берегут судей. Опытные арбитры, там такая же элита, как и звездные футболисты. И в этих чемпионатах, как и в УЕФА нет экспертно-судейских комиссий (ЭСК). Ошибся арбитр или нет, определяет тот же человек, кто возглавляет судейский корпус, дает указания на сборах и рекомендации по трактовке правил.

Так было и в российском футболе, когда во главе коллегии или департамента стояли Николай Левников, Роберто Розетти и Валентин Иванов.

Сейчас обличенных властью людей и тех, кто решает, «полная авоська»: Виктор Кашшаи (департамент судейства), Сергей Фурса (департамент инспектирования), советник генсека (Эллерей), экспертно-судейская комиссия (Кашшаи, Фурса, Сергей Зуев, Юрий Баскаков, Николай Левников, Вольфганг Штарк, Франк Де Блекере, Хачатурянц), судейский комитет (Хачатурянц).

И далеко не факт, что мнение Кашшаи, которое он высказывает судьям на сборе или брифинге, совпадает в итоге с мнением главы судейского комитета или консолидированным мнением ЭСК (а там не всегда голосуют единогласно, случается, что голоса разделяются даже поровну). Поэтому и судье в растерянности и недоумении, кого слушать, и кто решает их судьбу?

И кто из этих деятелей решил, что Вилков и Безбородов не нужны российскому футболу и почему? Или ещё не решили до конца? Вопросы – без ответов.

Также пошли слухи и о возможном уходе Виктора Кашшаи с поста главы департамента судейства РФС. Судья он был хороший, но вот как руководитель…

Венгр приехал в Россию в начале января, а первые негативные признаки появились уже в феврале. Но это воспринималось как обычные рабочие моменты. Затем был значительный перерыв в соревнованиях. А когда Виктор вернулся в нашу страну, лучше не стало. Его не приняли те же судьи. Арбитры осознали, что Кашшаи не станет или не сможет их защитить.

Если информация об уходе подтвердится, то вряд ли на смену венгру придет русский специалист. Сегодня, как и год назад, кандидатуры, которую поддержали бы все заинтересованные стороны, нет. Поэтому с большой вероятностью будет иностранец. Тем более что это для нас становится правилом.

- Слышал информацию что Кашшаи может покинуть свой пост. Но контракт его ещё действует. Но, говоря откровенно, был уверен, что он в России ненадолго. Виктор не контролирует ситуацию, – говорит известный в прошлом судья ФИФА Сергей Хусаинов. - Но дело в другом. Почему ищем людей со стороны? Разве у нас нет своих квалифицированных специалистов? А самое печальное, что у нас пропала прежняя система подготовка судей.

Я уже возмущался тем, что сейчас сложилась такая ситуация: прошел человек курсы или вообще проплатил их, получил лицензию и пошел судить. Когда я спрашиваю у молодых арбитров, сколько он отсудил матчей, тот смотрит на меня с удивлением и отвечает, что он же сдал теорию и это главное! Но невозможно подготовить квалифицированных арбитров только на теоретических курсах. Где практика? На играх работают совсем необстрелянные ребята. Надо возвращаться к истокам. К фундаментальной подготовке рефери, чтобы те не только заучивали теорию, но и набивали шишки в реальных, боевых условиях.

Ну и не могу не сказать о видеоарбитрах. Я всегда высказывался против ВАР. Эта система расхолаживает ребят. Они перестают думать самостоятельно, подсознательно считают, что им помогут. Но я убежден, что можно даже в сложных ситуациях принимать верные решения и без помощи ВАР. А то — чуть что, они бегут к экрану. Да к тому же после видеоповторов еще и ошибаются. Это же говорит об уровне их квалификации. Печально всё это…