Алексей Сорокин: На Евро-2020 стадион в Петербурге будет заполнен минимум на 50 процентов
Генеральный директор оргкомитета Евро-2020 в Санкт-Петербурге Алексей Сорокин на пресс-конференции, посвященной 100 дням до старта чемпионата Европы, рассказал о подготовке к проведению турнира.
– Чемпионат Европы состоится? И будут ли зрители на трибунах?
– Ирония в том, что это уже второй раз мы отмечаем сто дней до чемпионата Европы. Надеюсь, что будет в последний раз. Меня часто спрашивают о том, будет ли Евро и мне вспомнилась наша заявка на чемпионат мира. Тогда меня коллеги из «Советского спорта» спросили, могу ли я дать руку на отсечение, что чемпионат мира будет в России? Тогда я согласился и сейчас готов сделать то же самое. Евро будет неизбежно. Переносить его некуда. Есть ряд вопросов и нюансов по организации турнира. Но праздник точно состоится.
– А зрители будут на трибунах?
– Сейчас мы в режиме реального времени прорабатываем разные сценарии. Вы сами видите, что в Питере и России ситуация выглядит неплохо. Есть положительная динамика, и мы с оптимизмом смотрим в будущее. Надеемся на 50 процентов зрителей на сегодня. 7 апреля – точка принятия решения УЕФА. А до 28 апреля каждый город может пересмотреть квоту в сторону увеличения. Подходим к этому максимально ответственно. Это не столько оргкомитет, сколько органы власти и города решают. Ничто не должно создавать угрозу нашим болельщикам и гостям. Но 50 процентов болельщиков на сегодня – это базовый сценарий.
– По поводу гостей тоже будет известно в те же сроки?
– Это не связанные вопросы, но они будут решаться параллельно. Вопрос открытия границ находится за переделами нашей компетенции. Но мы надеемся, что положительная динамка сыграет свою роль, и иностранные болельщики будут допущены. Мы надеемся на улучшении ситуации по ковиду.
– Но мы видим, что, например, в Финляндии все закрыто.
– У нас еще есть время, целых сто дней.
– Как для вашей команды прошел этот ковидный год? Что сделали и что получилось?
– Подготовка велась в нестандартном режиме. Непривычно было продлить нашу работу еще на год. Рутинная часть – изменения в юридической основе организации турнира. Нам пришлось стимулировать изменения всех законов, потому что они были рассчитаны на год. Кроме этого мы плотно занимались всем комплексом вопросов по ковиду. У нас проходят круглые столы с участием УЕФА. Работаем с городом, моделируем ситуацию, мониторим ее. У УЕФА задача сложнее – им надо мониторить ситуацию в 12 городах. У нас ситуация благоприятнее, чем во многих городах. Мы вынуждены были перенести внимание болельщиков в соцсети. Вели активности на всех наших платформах. Увидели увеличение интересов к нашей платформе на 15%. Мы организовывали викторины с участием игроков сборной России из «Зенита», «Спартака», и других клубов. Большим направлением были социальные проекты с фондом Хабенского. Ребята разрисовывали толстовки для сборной России и некоторые из толстовок вернулись ребятам с автографами. Мы продолжим это сотрудничество. У нас были также онлайн университеты – курс лекций со специалистами в спортивной индустрии, спортивном менеджменте, управлении спортивными объектами. Провели конкурс эссе среди тех, кто захотели делиться своим эпистолярным талантом с болельщиками. Мы поддерживали интерес к Евро всеми способами. Максимально создавали бурление вокруг футбола и предстоящего праздника.
– Вы сказали, что базовый сценарий – 50 процентов зрителей на трибунах. А есть ли вариант ограничений не по вместимости, а по другим критерия: вакцинация, паспорта болельщиков?
– Это сложный момент. Организаторы и УЕФА перебирают сейчас все возможные варианты. Много этических вопросов. А если я переболел? Если вакцинированный? Почему подвержен ограничениям? Надо начать с базового количества допускаемых зрителей. А когда с УЕФА каждый город договорить о предельной численности болельщиков, дальше можно строить какие-то решения. Мы готовы к любым поворотам. Возможна проверка паспортов вакцинирования. Но мы не знаем, как они будут выглядеть в других странах. Может, будет проверка справки об антителах. Для нас самое главное – договориться о предельной численности и о допуске иностранных болельщиков. Эти вопросы не свеянные. Если границы закрыты и это вне компетенции УЕФА, то билеты перераспределятся внутри стран. Билетная платформа УЕФА это позволят. Я даже не знаю, на каких принципах будет основано это сокращение, но будут соблюдены принципы справедливого и равноправного распределения.
– Что уже подготовлено к Евро?
– Мы подготовили проект, который станет центральным интернет-проектом. Попытались увязать Санкт-Петербург, как город с мощным культурным наследием и футбольный Петербург. Сделали гид по историческому Петербургу. Пытаемся рассмотреть город через призму развития футбола в исторической перспективе. Это тур по местам, связанным с футболом. Нашими гидами выступили Валерий Гергиев, Данила Козловский, Евгений Водолазкин. Во второй части будет Геннадий Орлов. Это будет интересно не только нашим болельщикам, но и иностранным гостям. Это как аудио экскурсия через приложение. Она бесплатная.
– Рассматривались какие-то льготы, для тех стран, кто будет гарантировано играть на Евро?
– Мы и обсуждаем открытие границ с теми странами, откуда будет наибольшее количество болельщиков. Но, как ни парадоксально, чемпионы по покупке билетов обычно те страны, которые не участвуют на турнире. И о них надо тоже думать. Но в первую очередь, мы должны думать о тех болельщиках, сборные которых у нас играют. Финляндия представляет вызов для нас ввиду близости с и способов попадания в Питер. Это десятки тысяч человек. Будем проводить работу с органами Финляндии, как организовать доставку болельщиков.
– Не рассматривался ли УЕФА вариант, чтобы провести Евро в одной стране?
– Мы об этом слышали, но только в странных сообщениях британских СМИ. Официально я об этом не слышал даже в кулуарных УЕФА. Такое тектонические изменение конфигурации турнира с трудом себе представляю. А что сказать тем городам, которые столько готовились, переделывали законодательную базу? За что их лишать права проведения Евро? Это решение сложное и не имеет больших оснований. Да и больших преимуществ не дает. Возможно, что ситуация изменится к лучшему и если провести не в полной мере, как задумано, то приблизиться к этому.
– Последний этап продажи билетов был в 2019-м году. Когда она возобновится?
– Это вопрос к УЕФА. Я не обладаю большими полномочиями здесь. Могу предполагать, что будут допродажи и перераспределения. Например, в случае болезни билеты можно передать семье и друзьям. Львиная доля билетов уже продана. И мы обнаружили, что наши граждане морально устойчивы и процент сданных билетов не велик, что нас удивило. В некоторых других странах он больше.
– Вспоминая 2018 год, чемпионат мира был в каждом утюге. Были баннеры по всему городу, на транспорте, объявления в метро. Когда в Питере будет понятно при выходе на улицу, что у нас будет Евро?
– Всему свое время. Вы увидите масштабную кампанию. С городом согласован план по наружному оформлению Евро. Город предложил даже больше поверхностей, чем того требовал турнир. Мы опередили требования УЕФА к оформлению города. Также будет мероприятие – 50 дней до Евро. В конце мая пройдут мероприятие по кубку Европы. Будет возможность прикоснуться к футбольной святыне.
– Расскажите о тренировочных стадионах в Питере?
– Есть Петровский и база команды Финляндии. Там нормальная ситуация. Мы готовим газон, который будет в лучшем виде, как на «Зенит Арене». Придраться там не к чему. Все эти стадионы имеют опыт соревнования высокого уровня, и были задействованы на чемпионате мира. И по качеству инфраструктуры вопросов нет.
– Нет ли предложения привить обладателей билетов от коронавируса?
– Это индивидуальный вопрос. Оргкомитет не может отвечать за это. Мы будем рады, если болельщики позаботятся о своем здоровье. Это полезно, но каждый решает для себя сам. Императивно привить оргкомитет никого не может.
– Принятое 28 апреля решение по возможному увеличению количество зрителей обратного хода иметь не будет? А города могут изменять квоту только в сторону увеличения?
– 7 апреля – первая цифра, а до 28 возможен пересмотр в сторону увеличения. Вариант с сокращением не рассматривается. У нас и так много задач. Хватает сложностей в работе в связи с ковидом. Это дополнительные меры, по лишению людей билетов и технически это невозможно и не красиво по отношению к болельщикам.