Из-за него в «Боруссии» всегда играют таланты уровня Холанда и Санчо. Как Михаэль Цорк построил империю в Дортмунде
Предисловие: почему спортивный директор — такая важная должность в ГерманииПрежде всего, давайте разберемся, почему в Германии клубы работают так хорошо. Пандемия коронавируса в очередной раз подчеркнула превосходство немецкой системы управления — Бундеслига первой возобновила сезон, а ее клубы хоть и понесли финансовые потери, никакой катастрофы не случилось. Несмотря на то, что большинство клубов Германии имеют основной доход с продаж билетов и рекламы.
Немецкие клубы в 90% случаев работают по отлаженной системе: генеральный директор — спортивный директор — главный тренер. Гендир волен определять вектор финансового развития клуба и назначать людей на руководящие должности. Тренер отвечает за работу с командой и результат на поле, а спортивный директор — связующее звено между ними двумя. По этой системе работает «Бавария» (Руменнигге — Салихамиджич — Флик), «Боруссия» (Ватцке — Цорк — Терзич) и даже новообразованный РБ «Лейпциг».
Спортдир — самая ответственная должность в любом немецком клубе. Он назначает главных тренеров, вместе с ними определяет трансферную политику, организовывает скаутский отдел, структуру молодежных команд и много-много чего еще. Чаще всего на этой должности работает ветеран клуба, который знаком с его ценностями и пришел в первую очередь для того, чтобы помочь вырасти чему-то родному, а не просто заработать денег. И история Михаэля Цорка подтверждает, что именно качественная работа спортивного директора во многом определяет успешное развитие клуба.
Цорка ненавидели в Дортмунде: он не справлялся с работой и чуть не утопил клуб в финансовом кризисе
Прежде всего Цорк — живая легенда «Боруссии». Он был капитаном и лучшим бомбардиром команды, которая впервые за 32 года взяла чемпионство. Он единственный раз в клубной истории брал Лигу чемпионов и закончил карьеру в 36, ни разу не перейдя в другую команду. До сих пор Цорк — рекордсмен по числу матчей за Дортмунд — 571 игра.
Но после окончания карьеры все довольно быстро забыли достижения Михаэля. В 1998 году он занял должность спортивного директора клуба, и это была катастрофа. Перед началом сезона 1999/2000 «Боруссия» получила в спонсоры энергокомпанию EON, крупнейшую в стране. В первый же сезон под ее патронажем Дортмунд потратил на новичков бешенные на тот момент 27 млн евро, а на следующий сезон перекрыл рекорд почти в два раза, вывалив 50 млн евро на трансферном рынке. Это дало краткосрочный эффект — «Боруссия» взяла чемпионство в 2002, а стадион на каждом матче был набит под завязку.
Однако с дальносрочным планированием в Дортмунде все оказалось совсем плохо. Но уже в 2004 клуб оказался на грани банкротства — долги составляли 120 млн евро, 90 из которых нужно было выплатить здесь и сейчас. «Боруссия» заложила свой стадион, сократила игрокам зарплаты и начала масштабную распродажу. Ушли Томаш Росицки, Йенс Леманн, Торстен Фрингс и другие лидеры. Само собой, клуб терял на их трансферах. Так купленный в сытые времена за 25 млн евро Марсио Аморозо ушел свободным агентом. И отдельный провал, масштаб которого всплывет только спустя несколько лет — уход из академии 13-летнего Марко Ройса, которого посчитали бесперспективным. Все это — следствие хаоса, творившегося в клубе, не привыкшем к большим деньгам.
Само собой, болельщики стали уничтожать руководящий штаб за неэффективную работу. Генеральный директор Майер покинул свой пост, Цорку удалось удержаться только за счет статуса легенды клуба. Его пост занял Ханс-Йоахим Вацке, который взял на себя работу по реструктуризации клуба.
«Моей главной мотивацией было не обделаться перед всеми, — рассказывал позже Цорк о том периоде. — После смены руководства я подошел к Вацке и сказал: «Мне плевать на срок контракта, просто посмотри, как я буду работать».
И Цорк взялся за работу. Он не получил среднее высшее образование из-за карьеры футболиста — редкость в Германии — однако по ходу карьеры закончил экономический университет. Поначалу ему не хватало практических знаний, и это вылилось в ряд ошибок на руководящей должности. Тем не менее, Цорк смог все исправить:
«Главной задачей было сокращение бюджета. С 2002 по 2005 мы сократили зарплатный фонд с 57 до 24 млн евро. Экономические аспекты стали важнее спортивных, приоритеты сместились. Нам нужно было подготовить экономическую основу, чтобы развиваться по спортивному принципу».
Впоследствии Цорк договорился с компанией Morgan Stanley, которая стала крупнейшим акционером клуба, прикупив его акции, и дала денег в долг. Стадион был выкуплен обратно, но «Боруссия» отныне жила исключительно по средствам. К 2008 году клуб встал на ноги. И это случилось вовремя — бахнул банковский кризис, акции Morgan Stanley рухнули, но «Боруссия» выстояла. «Если бы кризис ударил двумя годами ранее, «Боруссия» была бы уже мертва», — скажет позже в интервью Цорк.
Как Цорк стал самым успешным спортивным директором Европы и построил ту самую «Боруссию» с Клоппом у руля
«В качестве менеджера лучшую сделку я совершил, когда пригласил Клоппа», — признал как-то Цорк. Мало кто помнит, но в 2008 году это решение было отнюдь неоднозначным. Совсем молодой тренер мало того, что не смог вывести «Майнц» в Бундеслигу, так еще и на собеседование в солидный «Гамбург» пришел в потертых джинсах и балахоне. А вот Цорку было плевать — ему нужен был молодой и голодный волк, который растормошит клуб, который несколькими годами ранее чуть не пополнил небесную футбольную лигу. Что было дальше — вы прекрасно знаете.
Второй удачный ход Цорка — создание скаутского отдела во главе со Свеном Мислинтатом. Молодой человек только в 2006 закончил Рурский университет в Бохуме, но быстро прорвался по карьерной лестнице благодаря своей гибкости. Именно Мислинтат вместе с Клоппом создал скаутинговую службу, которая нашла в Японии Синдзи Кагаву, в Польше Роберта Левандовски, в Чили Лукаса Барриоса, а в США — Кристиана Пулишича. География поражает. Трансферы Хуммельса, Обамеянга, Дембеле, Гюндогана и многих других — результат работы Мислинтата и его отдела.
«Мы были в Японии шесть раз, около 15-и раз анализировали видеоповторы только по Кагаве. И когда мы были уверены на 100%, решили подписать его», — рассказывал Свен о своей работе.
Именно Цорк отдалил четкую систему взаимодействия между главным тренером, аналитическим, скаутскими отделами и руководством. Почти все трансферы на вход в «Боруссии» были гениальны, другие — просто хороши. А то, как Дортмунд научился зарабатывать на перепродажах — отдельная история.
«Каждый вопрос, связанный с приобретением игрока, руководство непременно обсуждает с главным тренером, — рассказывает секрет успеха Цорк. — Хотя, конечно, любой тренер связан повседневными задачами по подготовке команды к матчам и поэтому предпочитает большинство моментов по скаутингу и селекции отдавать на откуп офису. В «Боруссии» никогда не примут решение о покупке игрока, если он не нужен тренеру. Такой переход не поможет команде. Другое дело, что в трансферной работе бывают случаи, когда интерес к тому или иному футболисту изначально проявляет тренер, а бывает, что первым на потенциального новичка обращает внимание руководство или скауты. Тогда самым важным является достижения согласия на переход всех сторон».
Почему Цорк — уникальный менеджер: контролирует в клубе абсолютно все процессы, от финансов до психологического состояния игроков
Помимо прочего Цорк выстроил в Дортмунде определенную философию: современный интенсивный футбол, самоокупаемость, развитие молодежи. Михаэль с приходом средств инвестировал значительные суммы в развитие академий и делал ставку на приглашение молодых тренеров со свежими идеями типа Юргена Клоппа. Так с молодежными командами «Боруссии» успели поработать такие тренеры как Дэвид Вагнер, Даниэль Фарке и Ханнес Вольф, которые впоследствии тренировали клубы Бундеслиги и АПЛ.
Цорк контролирует все процессы в клубе и следит за тем, чтобы никто не перетягивал одеяло на себя. Так случилось с Томасом Тухелем — одним из самых успешных тренеров «Боруссии». Томас был прекрасен, но постоянно с кем-то ссорился и даже настоял на увольнении того самого Свена Мислинтата. В конечном счете Цорк не выдержал и разорвал с Тухелем контракт. Репутация — превыше достижений.
История противостояния с «Баварией» — отдельная строчка и в истории «Боруссии», и в биографии Цорка. 10 лет назад Дортмунд неожиданно спихнул Мюнхен с трона и долгое время был равной ему силой. Тем не менее, «Бавария» брала свое за счет статуса и просто забирала у «Борусси» лидеров — Левандовски, Гетце, Хуммельса. Бывший президент «Баварии» Ули Хенесс даже как-то сказал, что игроки «Боруссии» не могут чувствовать себя частью клуба, когда знают, что просто являются лотом для последующей перепродажи.
«Я нахожу эти заявления довольно высокомерными, а некоторые вещи и вовсе не соответствуют действительности. По сути, если у вас в кармане на € 250 млн больше каждый год, вы можете легко оставаться беззаботным», — ответил Цорк. В субботу у «Баварии» и «Боруссии» будет очередной раунд и возможность выяснить отношения в центральном матче тура Бундеслиги.
Михаэль Цорк заявил, что покинет «Боруссию» летом 2021 года по истечении срока контракта. Вероятно, его место займет Себастьян Кель — еще один ветеран, пропитанный духом клуба. Цорк за более чем 20 лет карьеры на посту спортивного директора доказал, как можно научиться быть эффективным на ходу и построить с нуля один из самых успешных проектов в футбольной индустрии. Он — тот человек, без ведома которого даже комар не пролетает по офису или тренировочному центру «Боруссии». И он — тот менеджер, на которого стоит равняться.
«Я отвечаю за философию клуба, от молодежки до основы. Я — тот, кто занимается бюджетом, и тот, с кем игроки могут всегда поговорить. Я всегда с командой — и на тренировках, и на обедах. Они знают, что в клубе они всегда находятся под надлежащей опекой».
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android