Называли Магомедом и оскорбляли жену. Как давили на Жиркова за то, что он выбрал Кавказ
Летом 2011 года состоялся один из самых скандальных трансферов чемпионата России. Уехавший из России за два года до этого Юрий Жирков подписал четырехлетний контракт с набирающим вес «Анжи». Для клуба это был первый сезон под управлением Сулеймана Керимова.
За переезд Жиркова из Лондона «Анжи» заплатил 15 миллионов евро. «Челси» брал игрока сборной России дороже, за 21 миллион — в 2009-м Юрий стал главной продажей в истории РПЛ.
Юрий долго сомневался, ехать ли ему в Махачкалу. Многое решили зарплата (СМИ писали про 5 млн евро в год) и подъемные. Комментатор Журавель рассказывал, что Жирков занимался строительством в Калининграде, поэтому бонус за подписание контракта был серьезным аргументом в пользу «Анжи».
Еще Жирков просто хотел вернуться в Россию — он мало играл в Англии и настолько стеснялся некоторых партнеров по «Челси», что не решился лично подарить им подарки на память после принятого решения об уходе. Бутылки с водкой для Терри и Дрогба он оставил в их шкафчиках.
«Просто мне очень хочется домой. Все здесь чужое для меня. Так и не привык к этой жизни», — говорил тогда Жирков в разговоре с Журавелем.
Хотя изначально Жирков хотел вернуться в Россию совсем другим способом.
«Жирков всю жизнь мечтал играть за «Спартак». В первый раз у Юрия не получилось попасть туда из-за решения Романцева, в 2011-м — из-за договоренности Гинера и Абрамовича
Одним из вариантов возвращения Жиркова в Россию был «Спартак». Еще (помимо «Анжи») оставались «Динамо» и подумывающий о возвращении Юрия ЦСКА. Сам игрок хотел подписать контракт с главным соперником своей бывшей команды.
Слухи о том, что Жирков мог перейти в «Спартак», подтверждал Сослан Джанаев: «Я с ним созванивался, он очень хотел перейти туда». Бывший пресс-атташе красно-белых Леонид Трахтенберг рассказывал, что Жирков даже просил завести его в раздевалку к Валерию Карпину, когда «Спартак» играл против «Челси» в Лондоне.
Карпин признавался, что трижды общался с владельцем «Челси» Абрамовичем по поводу Жиркова. «Скажу так: он хотел и был готов вернуться в Россию. И если бы в «Челси» мог его нам продать, Юра бы оказался в «Спартаке», — говорил на тот момент главный тренер московской команды.
Принято считать, что невозможным переход Жиркова из «Челси» в «Спартак» стал из-за взаимотношений Евгения Гинера и Абрамовича, которые близко общались и даже сотрудничали («Сибнефть» Абрамовича прежде была титульным спонсором ЦСКА). Джанаев подтверждал эту версию: «Гинер и Абрамович отказались продавать его именно туда».
Это была не первая попытка Жиркова зайти в «Спартак»: в начале карьеры, когда Юрий пытался сделать первый шаг после старта во втором дивизионе, он ездил на просмотр именно туда. Игрока не оценил сам Романцев — и вскоре Жирков оказался в ЦСКА. «Жирков два раза просматривался, а мы никак не могли решить. В итоге отказались, хотя могли получить его всего за 160 тысяч долларов», — говорил экс-президент клуба Червиченко.
— Команда уезжала на зарубежные сборы. А у меня не было загранпаспорта. Мне просто не помогли его сделать в короткие сроки. Значит, не был нужен тому «Спартаку», — вспоминал Жирков.
Если бы Абрамович дал добро на переход Юрия в «Спартак», его возвращение в Россию могло получиться еще более скандальным. Фанаты вряд ли бы приняли его радушно: например, так они реагировали на его фамилию, когда Жирков забивал «Спартаку» за «Челси» (внимание на 0.18).
В начале десятых фанаты бойкотировали выезды на Кавказ. За выбор Дагестана Жиркова уничтожали даже на матчах сборной
Начало десятых — сложное время в истории фанатских взаимоотношений, особенно если дело касалось Кавказа. Националистический конфликт в стране перенесся и на футбол: после столкновений на Манежной площади в 2010 году (причиной беспорядков стала гибель фаната «Спартака» Егора Свиридова, которого убили выходцы с Северного Кавказа) вопрос встал особенно остро.
В 2011-м году московские клубы начали бойкотировать выезды на Кавказ. Фанатские сообщества обвиняли кавказские клубы в коррупции, на которую якобы закрывает глаза руководство футбола в стране, и недостаточный уровень безопасности. Сомневаться насчет последнего пункта причин не было — в том же году фанатов «Зенита» в Дагестане избивала полиция и ОМОН прямо на трибуне с применением травматического оружия.
На фоне всего этого трансфер во внезапно разбогатевший «Анжи» воспринимался со стороны Жиркова предательством не только фанатами ЦСКА, но и других клубов.
Через несколько дней после официального объявления о переходе сборная России играла товарищеский матч против Сербии. Жирков вышел в основе на левый фланг, где играл против бывшего партнера Милоша Красича, и весь матч слушал свист болельщиков: от объявления составов до моментов, когда он просто встречался с мячом.
В Жиркова даже бросали предметы. После того, как в его сторону прилетела пачка сигарет, он попросил замену. Россия выиграла, но после матча обсуждали не это: тренировавший тогда команду Адвокат недоумевал, почему Жиркова освистали свои болельщики, партнеры успокаивали Юрия в раздевалке, пожаловались главе РФС Фурсенко и защищали Жиркова перед прессой.
— Мы не считаем, что это были болельщики сборной России. Могут больше не приходить. Это не люди, — говорил Роман Широков.
Но это было не все. До игры с Сербией фанаты вывесили баннер «20.08.1983 — 06.08.2011 — R.I.P.» (дата рождения Жиркова и дата его трансфера в «Анжи»), а еще сожгли его футболку. В следующей игре против Македонии (отбор на Евро-2012) обструкция продолжилась, но уже не в таких масштабах — угрозы руководства российского футбола (было примерно так же, как с Дзюбой в прошлом году) пусть и не полностью, но помогли.
В официальной игре Жирков замены не попросил: выдал отличный матч и совершил один из самых ярких финтов в своей карьере, похожий на тот, что был назван в честь Зидана. Центральные трибуны к тому моменту были однозначно за Жиркова.
На клубном уровне оскорбления так быстро не прекратились. А еще из-за неоднозначных высказываний Гинера, кажется, что Жирков даже обиделся на ЦСКА
На пятый день после игры против Сербии Жирков дебютировал в качестве футболиста «Анжи» — Махачкала проиграла «Спартаку» в Москве 0:3. Жиркову посвятили баннер «За деньги честь не купишь» и зарядами напоминали о новом прозвище — Магомед.
После игры болельщики «Спартака» облепили Жиркова, брали у него автографы и фотографировались. Кто-то из снимавших это на видео спрашивал: «Не стыдно, Юр?!» Если бы не эти фразы, Жирков вполне бы мог поверить, что он все-таки перешел в «Спартак».
На матчах в РПЛ Жиркова травили долго: особенно, когда «Анжи» приезжал в гости к «Зениту» или московским клубам. Но игрока это только подстегивало — в свой первый сезон в «Анжи» он сделал 7 голевых передач и забил один гол. По «гол+пас» тот чемпионат до сих пор лучший для Жиркова после его возвращения из Англии.
На «Магомеда» Жирков не обижался: «Так меня называют многие. Имя уже закрепилось. Маленькие дети на стадионе мне уже кричат: «Мага! Мага!» И я откликаюсь», — говорил сам игрок. Партнер по «Анжи» Прудников дополнил прозвище Юрия, называя его Жиркоевым.
Руководитель пресс-службы «Анжи» Сергей Расулов, работавший в 2011-м фотографом клуба, вспоминал, что куда сильнее Жиркова задевали кричалки про его жену Инну. Уже в 2013-м фанаты «Зенита» заряжали в Петербурге: «Почему Жиркова Инна так тупа и примитивна? Потому что муж Юрец любит лишь тупых овец».
Внимание переключилось на жену Жиркова из-за ее скандального интервью после победы на конкурсе «Миссис Россия — 2012». В нем Инна заявила, что никогда не работала, а еще призналась, что не в курсе, вращается ли Солнце вокруг Земли или наоборот.
Еще через несколько лет, когда Жирков переходил уже из «Динамо» в «Зенит», про него вспомнили в ЦСКА. Президент клуба Евгений Гинер неоднозначно высказался по поводу Юрия: возможно, это было связано в том числе и с переходом в «Анжи».
— Возрастного Широкова мы взяли, потому что Рома — цээсковец, он вышел из этого дома. Наверное, поэтому. Он вырос здесь в большого футболиста — так же, как и Сережа Семак. Жирков — он у нас играл, но он не цээсковец. Этот вопрос даже обсуждать не стоит, — сказал Гинер про Жиркова, для которого ЦСКА стал первой командой после ПФЛ.
Вероятно, Гинер имел в виду, что Широков и Семак, в отличие от Жиркова, воспитанники клуба. Но все это резко контрастировало с высказываниями того же Гинера про Юрия на момент трансфера полузащитника в «Челси»:
«Жирков много сделал для ЦСКА. Но я полагаю, что наша с ним совместная работа еще не закончена. Когда срок его контракта с «Челси» истечет, Юрий обязательно вернется в ЦСКА и наверняка еще будет полезен нашей команде», — говорил тогда Гинер.
Жирков отреагировал с юмором: «Широков — настоящий «армеец», а я нет. Какой тогда? Фальшивый, значит. Обидно ли слышать? Нет. Может, он имел в виду, что я просто не заканчивал «армейскую» школу? Но тогда я вообще спартаковец», — сказал он, подразумевая «Спартак» из Тамбова.
Но в том же году, забив гол в ворота ЦСКА и отпраздновав это на поле, Жирков неожиданно сказал:
— Хорошо, что забил, тем более в ворота ЦСКА. Это всегда приятно.
Для фанатов ЦСКА, сомневавшихся насчет того, как относиться к Жиркову после его перехода в «Анжи» (все-таки сами «армейцы» не хотели выкупать своего бывшего игрока в тот момент), дилемма была решена.
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android