"Не называйте меня русским". Первый эстонец в АПЛ — вратарь Март Поом. Он не любил СССР и забил гол бывшему клубу

Не все футболисты с постсоветского пространства ярко дебютировали в английской Премьер-лиге. Так, Андрей Аршавин начал выступления за «Арсенал» с нулевой ничьей против «Сандерленда». Но вот кто никогда не забудет свой дебют в АПЛ, так это эстонец Март Поом: яркие эмоции, подобные тем, что он пережил в свой первый день на британских полях, запоминаются на всю жизнь. Sport24 — с историей вратаря из Таллина.

"Не называйте меня русским". Первый эстонец в АПЛ — вратарь Март Поом. Он не любил СССР и забил гол бывшему клубу
© Sport24

Март Поом родился 3 февраля 1972 года в столице Эстонии. Окончил среднюю школу № 49 с золотой медалью и поступил в Таллиннский технический университет, но не доучился, решив полностью сосредоточиться на футболе. В первые годы карьеры Поом выступал за клуб «Таллин Ловид» (буквально — «Таллиннские львы») и за команду «Спорт Таллин» — это был уже второй дивизион чемпионата СССР. До выхода Эстонии из состава Союза оставалось полтора года.

С падением железного занавеса (хотя Эстония и так была страной, куда нет-нет да заглядывали лучи европейского солнца) Поом уехал в Финляндию — в клуб КуПС из города Куопио. В середине 90-х его впервые пригласили на Туманный Альбион: Март перешел в «Портсмут», выступавший на тот момент в Первом дивизионе, и провел там несколько игр.

Аренда в таллиннскую «Флору» уже не могла нарушить вектор развития его карьеры. Весной 1997-го «Дерби Каунти» предложил «Портсмуту» за Марта 700 тысяч евро, и клубы ударили по рукам. Сам Поом был на седьмом небе: «бараны», в отличие от «помпи», выступали в АПЛ, а значит, он наконец дебютирует в лучшей британской лиге!

«В детстве я болел за «Манчестер Юнайтед», моим героем был вратарь Петер Шмейхель. Мой дебют пришелся на «Олд Траффорд»: Театр мечты, сразу после международного перерыва. «Дерби» подписал меня в конце марта, и перед игрой мне удалось провести с командой всего пару тренировок. Я не очень хорошо знал имена остальных футболистов, а это, как вы понимаете, не является плюсом для вратаря.

По какой-то причине мою игровую футболку не привезли вовремя. Поэтому утром перед матчем сотрудник «Дерби» пошел в клубный магазин «МЮ», купил свитер их вратаря Рассела Холта, после чего заклеил его имя и номер черной тканью и наклеил сверху мой 21-й номер и фамилию — Poom», — вспоминает эстонец свои первые дни в «Дерби».

В игре с «Дерби» команда Алекса Фергюсона была явным фаворитом: к тому моменту действующие чемпионы проиграли на «Олд Траффорд» всего один матч за весь сезон. Тем не менее, «бараны» неожиданно увезли из Манчестера победу (3:2), а Поом, как будто принесший клубу удачу, сразу же полюбился фанатам. «Перед матчем я явно нервничал, но пытался сосредоточиться, говорил себе: не смотри на эти большие трибуны. Просто следи за игрой и мячом. Потом я отбил пару ударов от Райана Гиггза и Эрика Кантона, и это меня успокоило», — рассказывает Март.

В итоге он задержится в «Дерби» на долгие 6 сезонов — и продемонстрирует удивительную преданность команде, отклоняя привлекательные предложения со стороны. В том числе и от «Манчестер Юнайтед» — сэр Алекс звал Поома на роль запасного голкипера, однако эстонец отказался:

«Мы переехали на «Прайд Парк», весь город был за нас. Дерби — отличное место, чтобы играть в футбол, здесь ты пользуешься максимальной поддержкой. Здорово быть частью этого. Мне удалось стать в «Дерби» номером один, и я был основным вратарем все то время, что выступал за клуб. У меня сложились замечательные отношения с фанатами «Дерби». Вот почему я никогда не просил о трансфере, хотя в клуб поступали предложения. Одно — от «МЮ», другое — от «Эвертона». Это действительно большие клубы, но я был предан «Дерби» и получал удовольствие от пребывания в клубе».

Поом покинул лагерь «баранов» только после того, как команда вылетела из АПЛ, да и то не сразу — еще один год провел вместе с родным «Дерби» в Первом дивизионе. Затем перешел в «Сандерленд» — и тут же опять вылетел из высшей лиги. В сезоне-2002/03 «черные коты» были максимально ужасны: проиграли 27 матчей из 38, по окончании чемпионата уволили из клуба 70 человек, а остальным на четверть срезали зарплаты.

Впрочем, падение «Сандерленда» в Первый дивизион подарило истории удивительный сюжет. В девятом туре нового сезона Поом вместе с «Сандерлендом» приехал в гости к «Дерби», на 90-й минуте его команда уступала со счетом 0:1. Тогда Март махнул в чужую штрафную, взмыл в воздух… и забил в ворота бывшего клуба!

«Из периода, который я провел в «Сандерленде», тот матч я вспоминаю с наибольшим наслаждением. Впервые оказался на домашнем стадионе «Дерби» в роли гостя. Мы проигрывали, уже шло добавленное время, когда мы подавали два подряд угловых. Перед вторым наш тренер Мик Маккарти показал мне, чтобы я тоже шел вперед. И я забил гол! Хотя удар головой, конечно, никогда специально не отрабатывал», — рассказывает Поом.

После трех сезонов на «Стэдиум оф Лайт» в карьере Марта случится последний неожиданный поворот. Арсену Венгеру и его «Арсеналу» понадобился третий вратарь, и французский специалист обратил внимание на 33-летнего Поома. Это было полной неожиданностью: перед трансфером в Лондон эстонец много мучился с больным коленом, перенес несколько операций и всерьез задумывался о завершении карьеры. Оффер топ-клуба, пусть и на позицию дублера Альмунии, который был дублером Леманна, казался подарком судьбы.

«Вариант с «Арсеналом» сильно меня обрадовал. Он стал настоящим сюрпризом. Потому что до этого у меня снова начались проблемы с коленом, было три операции. Я отыграл за первую команду «Арсенала» всего полтора матча. Маловато, но все-таки успел приобрести очень приятный опыт. Сыграть за команду мирового класса — потрясающее чувство», — говорит Поом.

Март скромничает: он не только провел за «Арсенал» две игры, но еще и ни разу в них не пропустил — 100%-й рекорд, как у Сэма Эллардайса в сборной Англии. В сезоне-2005/06 Поом трижды занимал место на скамейке запасных, когда «канониры» выступали в Лиге чемпионов. Итог — в мае 2006-го ему вручили серебряную медаль. Это был тот самый сезон, в котором «Арсенал» дошагал до парижского финала. В решающей игре с «Барселоной» удалился Леманн, а вышедший на замену Альмуния допустил роковую ошибку. Фанаты «Арсенала» как один подумали: а что было бы, сделай Венгер вторым вратарем Поома?

Выступая в АПЛ, Март не любил, когда его называли русским — настаивал, чтобы болельщики выучили название его родины: «В Англии многие думают, что Эстония — это часть России, но это не так. Пожалуйста, уважайте наше маленькое государство. Я дружу со многими русскими ребятами, но не называйте русским меня — я эстонец».

В 1999-м Поома спросили, что бы он сделал, если бы у него была машина времени. «Вернулся бы в начало сороковых и попытался предотвратить оккупацию Эстонии», — ответил вратарь. На вопрос, с кем бы он не хотел застрять в лифте, у Марта тоже нашелся однозначный ответ:

«С Иосифом Сталиным. Он уничтожал собственный народ и отправлял целые семьи в лагеря. Мой дед был сослан в Сибирь, но, к счастью, выжил».

***

Сейчас Поом занимает должность тренера вратарей в сборной Эстонии. Сын Марта Маркус, родившийся в 1999 году в Дерби, пошел по стопам отца и тоже стал футболистом. Маркус — полузащитник, согласно Transfermarkt, права на него до 31 декабря 2023-го принадлежат таллиннской «Флоре».

В этом сезоне сын Поома засветился в квалификации Лиги Европы, приняв участие в поражении от загребского «Динамо» (1:3). В 2017-м Маркус вместе с «Флорой» стал чемпионом Эстонии, в 2018-м — принял участие во всех 36 матчах национального чемпионата и стал бронзовым призером.

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android