Жил в бывшем доме Кадырова и получил срок, играя в России. Странный легионер "Ахмата"
В августе 2011-го «Ахмат» (клуб тогда назывался «Тереком») оформил самый дорогой трансфер в своей истории — забрал вингера «Андерлехта» Жонатана Лежара, заплатив за него четыре с половиной миллиона евро. На тот момент Лежар был восходящей звездой бельгийского футбола: 24-летний полузащитник поиграл за все юношеские и молодежные сборные своей страны и успел провести два матча за главную команду Бельгии.
До этого Лежаром интересовался целый ряд российских топов. В разное время пресса отправляла игрока в «Зенит», «Локомотив», «Динамо» и «Спартак». Позже Лежар подтверждал некоторые из слухов, но признавался, что только «Ахмат» был готов заплатить сумму, которую требовал «Андерлехт».
«Меня многие отговаривали от этого решения. Говорили: «Зачем тебе это надо?» Но я такой человек, который может привыкнуть ко всему», — говорил Лежар вскоре после переезда в Грозный.
Оказалось, не ко всему. Впоследствии игрок жалел, что согласился на предложение российского клуба. Но жалели об этом и в самом «Ахмате».
Лежар переходил в «Ахмат» уже в статусе проблемного футболиста. Выступая в России, он получил тюремный срок, который обжаловал, и первое время хвалил Чечню
Летом 2011-го «Ахмат» покинул легендарный Рууд Гуллит, оставив команду на 14-м месте. Осенью на его место пришел Станислав Черчесов. Хотя Лежар зацепил периоды Красножана и Рахимова, основная часть его карьеры в Грозном протекала при будущем тренере сборной России.
До конца своего первого сезона в России Лежар провел на поле 8 матчей и сделал одну голевую. «Ахмат» исправил турнирную ситуацию, закончив 11-м, а Лежар сперва был доволен Россией и даже сравнивал ее с Европой.
«Все хорошо, команда профессиональная, все работают слаженно. Мне приятно здесь находиться. Хорошие город, стадион, болельщики. В такой обстановке комфортно играть. Пятигорск и Кисловодск, где команда базируется, мне симпатичны. В чем-то нахожу схожесть этих городов с некоторыми европейскими», — говорил он.
«Медовый месяц» быстро закончился — в декабре стало известно, что суд приговорил Лежара к двум неделям тюрьмы. Срок был назначен за поступок игрока еще до перехода в «Ахмат»: в 2009 году Лежар вышел в пять часов утра из ночного клуба в нетрезвом состоянии, сел за руль своего автомобиля и даже не сумел выехать с парковки — врезался в другую машину.
«В тюрьму я бы не хотел. Впрочем, мой адвокат говорит, что об этом и речи быть не может. Это все чисто символически. Мы будем обжаловать это решение», — комментировал ситуацию Лежар.
В связи с этими новостями забавно выглядели комментарии Лежара по поводу автомобилистов и работы полиции в России:
«Русские ездят очень странно, как сумасшедшие. И полиция здесь работает несколько иначе, чем в Бельгии. Однажды меня остановили за выезд на встречную полосу, на той улице было только одностороннее движение. Полицейский хотел зафиксировать мое нарушение, но я дал ему 25 евро, и проблема была решена. А если кто-то выпил и сел за руль, то платит 50 евро. Так здесь работает полиция».
Тогда же футболист заявил, что планирует перейти в московский клуб (упоминал «Динамо»), а в бельгийской прессе появилась информация о желании Лежара уйти из «Ахмата». Но покупателей на Жонатана, по словам руководства грозненского клуба, не нашлось.
Весенний отрезок Лежар по большей части пропустил из-за травм. Летом и осенью тенденция с постоянной неготовностью бельгийца продолжилась. Станислав Черчесов прямо говорил: «Лежар постоянно травмирован, здесь уже, как говорится, нечего добавить».
Будучи игроком «Ахмата», Лежар опять попал в аварию в нетрезвом виде — протаранил автозаправку. После ухода из клуба он говорил, что упал в России как личность
В октябре 2012 года Лежар попал в еще одну аварию — в состоянии алкогольного опьянения протаранил магазин на бельгийской заправке более чем на десять метров. Игрок оправдывался тем, что «был пьян несильно» (просто не справился с управлением) и пообещал возместить ущерб в размере 250-300 тысяч евро.
В течение второго сезона Лежара в «Ахмате» возникали регулярные слухи о том, что он покидает клуб. Сам футболист раздавал противоречивые интервью.
«Сейчас, когда я адаптировался к жизни там, я не вижу смысла уходить. Чувствую себя комфортно в команде», — говорил он в январе 2013-го.
Хотя за несколько месяцев до этого Лежар вывалил совсем другое:
«Я поселился в районе, где никто из местных жителей не говорит по-английски. В Чечне живут люди с другим менталитетом — они более закрытые, чем бельгийцы.
Конечно, из-за этого я чувствовал себя одиноким, я просто не был морально готов к таким резким переменам. Однажды из-за этого я даже заплакал в аэропорту, когда возвращался после отпуска в Россию».
В итоге Лежар пробыл в «Ахмате» до конца трехлетнего контракта, так не заиграв: бельгиец несколько раз вступал даже за второй состав грозненской команды, но больше лечился.
«В России я понял, что за деньги счастье не купишь. В Бельгии я был известен, а в России упал как личность.
Лучше бы я остался в «Андерлехте», — сказал напоследок игрок.
Под конец его карьеры в России Лежаром были сыты по горло и представители клуба. Президент «Ахмата» Магомед Даудов высказывался по поводу Жонатана категорично:
«За третий сезон, что он проводит у нас, Лежар сыграл всего 22 игры, забив лишь один гол. Не заиграл ни при одном тренере, что говорит об отсутствии в нем профессиональных качеств. За его недобросовестное отношение к своим обязанностям мы были вынуждены пересмотреть трудовой договор, снизив заработную плату на пятьдесят процентов. И, честно говоря, ждем, когда контракт закончится, готовы отпустить его на все четыре стороны.
Здесь нужно играть футбол, работать честно, как твои партнеры по команде, а он, видимо, соскучился по бельгийским кабакам. Не его дело говорить за других футболистов, кто куда хочет перейти, тем самым выступая в роли агента».
Лежар толком не играл за «Ахмат», но жил в России красиво: поселился в бывшем доме Кадырова и забрал в подарок его спортивный костюм
Игроку, который стал самой дорогой покупкой в истории «Ахмата», были предоставлены особые условия жизни в России. Лежар охотно рассказывал о том, что он жил в бывшем доме Рамзана Кадырова.
«Вы бы видели мой дом — там 550 квадратных метров. 6 спален, огромная кухня, сауна, джакузи, большой сад для моей собаки. Все это окружено изгородью с электрическими воротами. В общем, очень похоже на виллу в Голливуде. Когда-то в этом доме жил президент «Терека» Кадыров, но теперь он ему не нужен», — Лежар был в восторге.
Игрок рассказывал, что у него есть личный водитель 24 часа в сутки (зачем-то уточнял, что он получает «всего 600 евро в месяц»). Если Лежар хотел прокатиться с девушкой без посторонних, ему выдавали джип.
Сам Рамзан Кадыров писал в социальных сетях, что однажды подарил Лежару свой спортивный костюм. Тот, по словам президента клуба, очень понравился игроку:
«Покидаю я стадион без своего спортивного костюма. Жонатан Лежар сказал, что ему он нравится. Пришлось подарить!»
Но даже такие царские условия вряд ли утешают Лежара теперь — после России он так и не сумел перезагрузить карьеру. От прежних ожиданий от игрока уровня Кевина де Брюйне не осталось и следа. Свой последний матч на данный момент он провел во втором дивизионе Турции.
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android