Войти в почту

Турнир свободных клубов. Почему создание Суперлиги - это очень хорошо

Футбол нуждался в перезагрузке.

Турнир свободных клубов. Почему создание Суперлиги - это очень хорошо
© Rusfootball

Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают (Фридрих фон Хайек).

Любая революция делит мир на до и после. Так было с социалистической революцией, с культурной, с сексуальной. Так будет и с футбольной революцией, которую возглавили топовые клубы Англии, Италии и Испании. И если социалистическая и сексуальная революции прямо или косвенно коснулись всех слоев общества, то создание Суперлиги должно было стать чисто футбольной историей. Но игра давно отражает в себе общество (а для кого-то является и политическим инструментом), поэтому новый турнир обсуждают не только со стороны формата и календаря, а больше - с позиций богатства и бедности.

Казалось, что история ХХ века дала однозначный ответ – невозможно создать равное для всех общество. Всегда кто-то останется обиженным, кому-то все время будет мало, а кто-то начнет обогащаться (может и несправедливо). Делать вид, что все равны, что никто ни в чем не нуждается, а за ширмой счастливой жизни включать репрессивные меры - такой политический строй сейчас нещадно критикуется. Рынок, здоровая конкуренция, финансовое развитие - ценности современного мира. Так почему 12 клубов, объявивших о создании Суперлиги, подверглись резкой критике? Разве то, что они делают - это не новый футбольный рынок? Разве Суперлига - это не альтернатива Лиги чемпионов для топов? Разве жирные телевизионные контракты - это не финансовое развитие?

Оказалось, что не только в России стыдно быть богатым. Весь мир накинулся на руководителей 12 клубов, обвиняя их в алчности. А судьи кто? Мы можем сколько угодно тыкать в создателей Суперлиги словами про жадность, но тут же сами включаем (покупаем, скачиваем) трансляции с большими матчами. Не сложно проверить на том же Телеспорте, сколько в выходные собирает просмотров матч "Реала" или "Барселоны" и игра условного "Вильярреала" (и это, на минуточку, полуфиналист Лиги Европы). Футбольным миром правят топовые клубы. Они двигатель игры, рекламы и всего прогресса. И почему они, генерирующие в футболе самую крупную часть финансов, не могут самоорганизоваться?

Романтики возразят, что футбол - это не только топовые матчи. А в Англии большие игры в 70% случаев - это скукота и пресность. Но только матчи между топами собирают аудиторию у экранов, в барах по всему миру. Благодаря топовым встречам в барах появились живые комментарии. Не соберет Хосе Бордалас со своим "Хетафе" полный зал в далеком от Мадрида городе, потому что у него нет миллиона болельщиков, нет звездных игроков в составе. Но почему "Ювентус" или "Тоттенхэм" должны серьезно делить часть доходов с "Хетафе", если зрители подтянулись не из-за мадридцев? Жадность? Может быть. Но разве это не стимул для условного "Хетафе" становиться сильнее?

"Суперлига убивает футбол, клубы думают только о своих кошельках". Сторонники УЕФА и ФИФА повесили на 12 клубов ярлыки истинных жлобов. Только что предлагает УЕФА в качестве ответных мер? Правильно - дисквалификацию футболистов. А это не убийство футбола? Чего добьется УЕФА, если на Евро не приедут Криштиану Роналду и Златан Ибрагимович? К сборными Португалии и Швеции вырастет интерес? На Евро-2004 во всех сборных под десятым номером играли большие звезды (погуглите заявки). Поэтому в магазинах для футболок с десятым номером специально выделяли отдельный угол. Потому что игроки пропагандируют футбол. Их действия на поле - лучшая реклама, а не интеграции УЕФА.

И обвинять игроков, которые останутся в клубах, нельзя. Патриотизм - это не только выступления за национальную сборную. Например, Мохамед Салах, "Ливерпуль" которого заявился в Суперлигу, личными средствами помогает решать проблемы в Египте. Если ФИФА запретит выступать ему за сборную, разве он перестанет быть патриотом? Или ради сборной нужно отказываться от зарплаты в "Ливерпуле"? А кто будет содержать семью Салаха - ФИФА или Федерация футбола Египта? Клубы платят футболистам зарплаты, клубы лечат их после травм в сборной.

УЕФА и лигам не надо обижаться. Они развивались за счет больших клубов, многие из которых работали в убыток. В пандемию доходы клубов сильно уменьшились. Они, как могли, держались - просили игроков пойти на понижение зарплаты, брали кредиты. Чем больше клуб, тем больше финансовая нагрузка. УЕФА и лиги ничего не придумывали, чтобы компенсировать потери, а теперь грозятся всех наказать и дисквалифицировать. На другом рынке поведение УЕФА попало бы под внимание антимонопольной службы. Организация испугалась конкуренции, потому что оказалась к ней не готова. УЕФА нечего предложить клубам кроме нового формата, который не факт, что обеспечит команды таким же количеством топовых игр, как Суперлига.

Психологи утверждают, что все люди завидуют. Только у некоторых зависть разрушающая, а у других - стимулирующая. Доходы, анонсированные в Суперлиге, не могут не вызывать чувство зависти у других команд. Но какая она? Хотелось бы, чтобы новый турнир заставил других развиваться и стремиться оказаться в компании с 12 клубами, первыми объявившими себя независимыми от УЕФА.

Фридрих фон Хайек говорил: "Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы". Бюджеты создателей Суперлиги позволяют им устроить революцию. И это звонок для руководителей лиг. Чем больше будет в чемпионате частных клубов, чем больше они будут привлекать на свою сторону болельщиков, чем лучше будет их финансовое состояние, тем меньше на них сможет повлиять лига. А это позволит избежать таких решений, как однажды в РПЛ, когда за неделю до начала поменяли лимит. Клубы будут решать, как им играть и по каким правилам. И это правильно. Кто деньги зарабатывает, тот и должен управлять.

Фото: Getty Images